Приложение к адаптированной основной образовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждённой приказом директора Приказ № 163- ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической, экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа. Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучениюсоциальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традицийбудет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств. 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: умение нести личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; сформированность ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. 3 I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 КЛАСС № Тема Ко Программное Дифференциация видов деятельности урока лсодержание обучающихся во Минимальный Достаточный ака уровень уровень де ми чес ких час ов Введение. Государства Евразии - 1 час. Политич 1ч. Закрепление и На политической На карте еская систематизация карте Евразии показывают карта знаний знакомятся с Евразию. По Евразии обучающихся о разнообразием политической карте Евразии как самом стран, перечисляют большом и расположенных на крупнейшие густонаселенном материке. государства Европы материке земного Показывают и Азии. По шара, его границу между физической карте географическом Европой и Азией, показывают положении, выделенной условную границу хозяйстве и заранее учителем. между Европой и населении. Показывают Азией. Называют Совершенствовани крупнейшие регионы Европы и е навыков работы государства Азии, записывают с географическими Евразии, используя их в тетрадь картами. помощь учителя Формирование представлений обучающихся о разнообразии стран, расположенных на материке. Закрепление знаний обучающихся о географическом положении, хозяйстве и населении России Западная Европа – 6 часов. Электр онные цифров ые образов ательн ые ресурс ы 4 Великоб 2ч. ритания (Соедине нное Королев ство Великоб ритании и Северно й Ирланди и) Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением Великобритании. Закрепление знаний школьников о зависимости климата от географического положения объекта Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о Лондоне, используя предложенные учителем предложения. Отмечают на контурной карте Великобританию и ее столицу, с помощью Франция (Францу зская Республ ика) Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.Знакомств о обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением, культурой и достопримечатель ностями Франции.Формиро вание интереса к изучаемому предмету Показывают на карте Францию, ее столицу, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Париже по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем 2ч. Описывают географическое положение Великобритании. Называют и показывают на карте формы поверхности страны. Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и растительного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и быте народов Великобритании. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу Показывают на карте Францию, столицу и крупные города. Отмечают их на карте. Называют формы поверхности страны, полезные ископаемы. Сравнивают климат Франции и Великобритании. Составляют рассказ о культуре, быте, традициях французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательно стях, опираясь на текст в учебнике 5 Германи я (Федерат ивная Республ ика Германи и) 1ч. Австрия 1ч. (Австрий ская Республ ика). Швейцар ия (Швейца рская Конфеде рация) Формирование представлений обучающихся о странах Западной Европы.Знакомств о обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением. культурой и достопримечатель ностями Германии.Формир ование интереса к изучаемому предмету Знакомство с положением на карте, природноклиматическими особенностями, высокоразвитой экономикой и с/х Австрии и Швейцарии. Формирование представлений об экономике стран Западной Европы. Показ причинноследственной зависимости между географическим положением, климатом, природой и развитием международного туризма в государствах Западной Европы Показывают на политической карте Германию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Германию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте изучаемые государства, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях одной из стран Южная Европа - 3 часа 6 1. Испания (Королев ство Испания ) Португа лия (Португа льская Республ ика) 1ч. Италия (Итальян ская Республ ика) 1ч. Греция (Греческ ая Республ ика) 1ч. Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы. Сравнение природных условий стран Южной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством, изучаемых стран. Закрепление знаний о великих географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы. Сравнение природных условий стран Южной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством Италии Формирование представлений обучающихся о странах Южной Европы. Сравнение природных условий стран Южной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях одной из стран Показывают на карте Италию, ее столицу, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Риме по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем Показывают на политической карте Италию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Грецию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Показывают на карте Грецию, ее столицу, используя помощь учителя. Составляют рассказ об Афинах по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу, заранее 7 2. Норвеги я (Королев ство Норвеги я) 1ч. 3. Швеция (Королев ство Швеция) 1ч. 4. Финлянд ия (Финлян дская Республ ика) 1ч. водоемами, выделенные природными учителем условиями, хозяйством Греции Северная Европа - 3 часа Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Швеции. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте. Формирование бережного отношения к окружающей среде на примере решения экологических проблем в Швеции Формирование представлений обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с Показывают на политической карте Норвегию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Норвегию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Швецию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Швецию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Финляндию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают Показывают на политической карте Финляндию и ее столицу. Определяют по физической карте 8 5. Польша (Республ ика Польша) 1ч. 6. Чехия (Чешска я Республ ика). Словаки я (Словацк ая Республ ика) 1ч. географическим их в контурной положением, карте. По рельефом, иллюстрациям природными рассказывают, чем условиями, занимаются хозяйством жители Финляндии. государства Традиции населения Северной Европы. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте Восточная Европа – 12 часов формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Польши. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Чехии и Словакии. Формирование навыков показа Показывают на политической карте Польшу и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Польшу и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения Рассказывают о географическом положении изучаемых стран, что влияет на климат этой страны, какие отрасли промышленности особенно развиты. Составляют рассказ о достопримечательно стях одного из государств 9 7. Венгрия (Венгерс кая Республ ика) 1ч. 8. Румыния (Республ ика Румыния ). Болгария (Республ ика Болгария ) 1ч. 9. Сербия и Черного рия 1ч. географических объектов на настенной карте Продолжение формирования представления обучающихся о странах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Венгрии. Развитие и совершенствовани е навыков обучающихся при работе с настенной картой и картами приложения к учебнику Формирование представлений обучающихся о странах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств Восточной Европы – Румынии и Болгарии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной карте Формирование представлений о государствах Восточной Европы – Сербии и Черногории. Развитие и Показывают на политической карте Венгрию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Венгрию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях одной из стран Называют изучаемые государства и их столицы. Отмечают в контурной карте, используя помощь Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте 10 совершенствовани е навыков обучающихся при работе с настенной картой и картами приложения к учебнику 10. Эстония (Эстонск ая Республ ика) 1ч. Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с государствами Балтии. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства 11. Латвия (Латвийс кая Республ ика) 1ч. 12. Литва (Литовск 1ч. Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Латвии. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствовани е навыков работы с географической картой, навыков работы в контурных картах Формирование представлений учителя. Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст учебника и используя помощь учителя Показывают на политической карте Эстонию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Латвию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической формы поверхности. Рассказывают о главных особенностяхт природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния Показывают на политической карте Эстонию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Латвию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте 11 ая Республ ика) 13. Республ ика Беларусь 1ч. 14. Украина 1ч. обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Литвы. Сравнение занятий населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствовани е навыков работы с географической, контурной картами Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, природой, хозяйством, населением Белоруссии. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой карте Литву и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Литву и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте страну, столицу и крупные города, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Беловежской пуще по предложенным учителем предложениям Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, природой, Показывают на карте страну, столицу и крупные города, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются Показывают на политической карте Республику Беларусь и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях Белоруссии Показывают на политической карте Украину и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические 12 15. Молдави я (Республ ика Молдова ) 1ч. 16. Обобща ющий урок«Ев ропейски е государс тва» 1ч. хозяйством, населением Украины. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с географическим положением, природой, хозяйством, населением Молдавии. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Повторение, обобщение и систематизировани е знаний обучающихся об изученных государствах Европы. Сравнение стран Европы по размерам, природным условиям и национальным особенностям.Про должение формирования навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных жители государства объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Молдавию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Молдавию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте государства Европы, заранее обозначенные учителем. Называют по приложению к учебнику характерные особенности стран Европы с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Показывают на карте государства Европы. Дают краткую характеристику стран Европы с опорой на карты и с помощью учителя 13 17. Казахста н (Республ ика Казахста н) 1ч. 18. Узбекист ан (Республ ика Узбекист ан) 1ч. 19. Туркмен истан 1ч. государств Европы по плану, опорным словам и иллюстрациям Центральная Азия – 5 часов Формирование Показывают на представлений политической обучающихся о карте Казахстан и государствах его столицу, Центральной Азии. используя помощь Формирование учителя. Отмечают системы знаний об их в контурной основных карте. По особенностях ГП иллюстрациям страны. Раскрытие рассказывают, чем главных занимаются особенностей жители природы, государства экономики, населения и хозяйственной деятельности Казахстана. Формирование Показывают на представлений политической обучающихся о карте Узбекистан и государствах его столицу, Центральной Азии. используя помощь Формирование учителя. Отмечают системы знаний об их в контурной основных карте. По особенностях ГП иллюстрациям страны. Раскрытие рассказывают, чем главных занимаются особенностей жители природы, государства экономики, населения и хозяйственной деятельности Узбекистана. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Формирование Показывают на представлений политической обучающихся о карте государствах Туркменистан и Центральной Азии. его столицу, Формирование используя помощь системы знаний об учителя. Отмечают основных их в контурной Показывают на политической карте Казахстан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Узбекистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Туркменистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в 14 20. Киргизи я (Кыргыз ская Республ ика) 1ч. 21. Таджики стан (Республ ика Таджики стан) 1ч. особенностях ГП страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной деятельности Туркмении. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Формирование представлений обучающихся о государствах Центральной Азии. Формирование системы знаний об основных особенностях ГП страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной деятельности Киргизии. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Формирование представлений обучающихся о государствах Центральной Азии. Формирование системы знаний об основных особенностях ГП страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики, карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Киргизию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Киргизию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Таджикистан и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Таджикистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют 15 22. Грузия 1ч. 23. Азербай джан (Азербай джанска я Республ ика) 1ч. населения и хозяйственной деятельности Таджикистана. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков с контурной картой Юго-Западная Азия – 7 часов Формирование Показывают на представлений политической обучающихся о карте Грузию и ее государствах Юго- столицу, используя западной Азии. помощь учителя. Формирование Отмечают их в представлений о контурной карте. географическом Записывают в положении, тетрадь отрасли природных сельского условиях, хозяйства и хозяйстве Грузии, промышленности, обычаях и опираясь на текст традициях грузин. учебника и Раскрытие главных используя помощь особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной деятельности Продолжение Показывают на формирования политической представлений карте Азербайджан обучающихся о и его столицу, государствах Юго- используя помощь западной Азии. учителя. Отмечают Знакомство их в контурной школьников с карте. По географическим иллюстрациям положением, рассказывают, чем рельефом, занимаются климатом, жители природными государства. условиями, Описывают рельеф хозяйством, страны, используя населением предложенные Азербайджана. учителем Работа над предложения совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Грузию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Азербайджан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства 16 24. Армения (Республ ика Армения ) 1ч. 25. Турция (Турецка я Республ ика) 1ч. 26. Ирак (Республ ика Ирак) 1ч. навыков работы с контурной картой Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Югозападной Азии. Знакомство с положением Армении на политической и физической картах Азии, ее природными богатствами, древней архитектурой и традициями армянского народа. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Формирование представлений обучающихся о государствах ЮгоЗападной Азии. Знакомство с положением на карте, климатом, растительным и животным миром, крупными городами Турции Формирование представлений обучающихся о государствах ЮгоЗападной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, Показывают на политической карте Армению и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Армению и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства На карте показывают Турцию и ее столицу, используя помощь учителя. В тетрадь записывают товары, которые изготавливают в этой стране. В контурной карте отмечают городакурорты, заранее выделенные учителем Показывают на политической карте Турцию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Ирак и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Показывают на политической карте Ирак и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства 17 населением и хозяйством Ирака.Закрепление знания обучающихся о типичных представителях растительного и животного мира пустынь, о населении и его традициях. 27. Иран (Исламс кая Республ ика Иран) 1ч. 28. Афганис тан (Исламс кая Республ ика Афганис тан) 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Югозападной Азии. Закрепление знаний школьников о влиянии природных условий на занятия населения. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Продолжение формирования представлений обучающихся о государствах Югозападной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Афганистана Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на политической карте Иран и его столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Иран и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства По иллюстрациям описывают рельеф Афганистана. Отмечают на контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем Показывают на политической карте Афганистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Южная Азия – 2 часа 29. Индия (Республ ика Индия) 1ч. Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном Показывают Индию на карте, с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж- Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте 18 30. Индия (Республ ика Индия) 1ч. государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии Махале, используя предложенные учителем предложения Формирование представлений обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством Индии Показывают Индию на карте, с помощью учителя. Составляют рассказ о ТаджМахале, используя предложенные учителем предложения формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях Индии Показывают на политической карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях Индии Восточная Азия – 5 часов 31. Китай (Китайск ая Народна я Республ ика) 1ч. Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство с самым крупным государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая. Знакомство с Китаем как с На карте показывают Китай, называют соседей страны с помощью учителя. В тетрадь записывают отрасли промышленности и сельского хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника Показывают на политической карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательно 19 32. Китай (Китайск ая Народна я Республ ика) 1ч. 33. Монголи я 1ч. 34. Корея (Корейск ая Народно Демокра тическая Республ 1ч. крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство с самым крупным государством Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф, реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира Китая. Знакомство с Китаем, как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством и населением Монголии Формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Азии. Сравнение характеристик географического стях Китая На карте показывают Китай, называют соседей страны с помощью учителя. В тетрадь записывают отрасли промышленности и сельского хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника Показывают на политической карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о достопримечательно стях Китая Показывают на политической карте Монголию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства Показывают на политической карте Монголию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Показывают на карте изучаемые страны, используя помощь учителя. Называют формы поверхности по опорным словам. Составляют 20 ика и Республ ика Корея) положения, хозяйства КНДР и Республики Корея 35. Япония 1ч. 36. Таиланд (Королев ство Таиланд) . Вьетнам (Социал истическ ая Республ ика Вьетнам) . 1ч. рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения Формирование Показывают представлений Японию на обучающихся о физической карте, государствах используя помощь Восточной Азии. учителя. Знакомство Составляют школьников с предложения со особенностями словами географического «землетрясение» и положения, «тайфун». рельефа, климата Отмечают на Японии. контурной карте Формирование столицу Японии и представлений о крупные города, Японии, как выделенные высокоразвитой учителем индустриальной стране. Работа над совершенствовани ем навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой Юго-Восточная Азия – 3 часа Формирование На карте представлений показывают Азию. обучающихся о По иллюстрациям государствах Юго- рассказывают, Восточной Азии. какие формы Формирование рельефа системы знаний преобладают в обучающихся об Азии. Называют основных изучаемые особенностях ГП государства и их изучаемых стран. столицы. Раскрытие главных Отмечают в особенностей контурной карте, природы, используя помощь экономики, учителя. населения и Записывают в хозяйственной тетрадь отрасли деятельности сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях одной из стран Показывают на политической карте Японию и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства. Составляют рассказ о Токио Показывают на карте изучаемые государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях природы, экономики и хозяйственной деятельности населе ния. Составляют рассказ о главных достопримечательно стях одной из стран 21 37. Индонез ия (Республ ика Индонез ия) (по выбору учителя или другие государс тва) 1ч. 38. Обобща ющий урок «Государ ства Азии» 1ч. 39. Границы России учебника и используя помощь учителя Формирование Показывают на представлений карте страну, обучающихся о столицу и крупные государствах Юго- города, используя Восточной Азии. помощь учителя. Формирование Отмечают их в системы знаний контурной карте. обучающихся об По иллюстрациям основных рассказывают, чем особенностях ГП занимаются изучаемых стран. жители Раскрытие главных государства особенностей природы, экономики, населения и хозяйственной деятельности Повторение, Показывают на обобщение и карте государства систематизировани Азии, заранее е знаний обозначенные обучающихся об учителем. изученных Называют по государствах Азии. приложению к Сравнение учебнику государств Азии характерные по размерам, особенности стран природным Азии с опорой на условиям и предложения и национальным иллюстративный особенностям.Про материал, должение предложенный формирования учителем навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Азии по плану, опорным словам и иллюстрациям Россия (повторение) – 6 часов 1ч. Повторен ие и системати зирование знаний Показывают сухопутные и морские границы нашей страны, используя помощь Показывают на политической карте страну и ее столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства Показывают на карте государства Азии. Дают краткую характеристику стран Азии с опорой на карты и с помощью учителя Показывают сухопутные и морские границы России на политической и 22 40. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии 1ч. обучающи хся о географич еском положени и России, морских и сухопутн ых границах государст ва. Совершен ствование навыков самостоят ельной работы с географич ескими картами при составлен ии описаний географич еских объектов Повторен ие и обобщени е знаний обучающи хся о рельефе, водоемах, особеннос тях природы, полезных ископаем ых, экономике , населении страны. Совершен ствование навыков показа географич еских объектов на карте, навыков работы с учителя. Называют, заранее выделенные учителем, пограничные государства физической картах, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью учителя). Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Называют горы России, показывают на физической карте России. Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом. Называют и 23 41. Административ ное деление России 1ч. контурной картой полезных ископаемых России Повторен ие знаний об администр ативном делении РФ. Умение найти и прочитать на администр ативной карте некоторые (из 85) субъекты Российско й Федераци и: края, республик и, автономн ые округа или области. Продолже ние формиров ания навыков работы обучающи хся с адаптиров анными Показывают крупнейшие края, области, республики страны, заранее выделенные учителем. Рассказывают о столице нашей Родины по предложенным учителем предложениям показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с опорой на политикоадминистративную карту) Перечисляют субъекты федерации. Называют крупнейшие края, области, республики страны и показывают их на карте. Дают краткую характеристику географического положения столицы и крупнейших городов. Подписывают названия городов, краев, республик на контурной карте 24 42. Столица и крупные города России 1ч. 43. Обобщающий урок по теме «Россия» 1ч. картами в учебнике географии и его приложен ии Формиров ание представл ений обучающи хся о Российско й Федераци и. Повторен ие и обобщени е знаний школьник ов о столице России и крупных городах страны. Совершен ствование навыков самостоят ельной работы при выполнен ии упражнен ий в тетради на печатной основе Обобщени е знаний о родной стране. Совершен ствование навыков самостоят ельной работы обучающи хся в парах, группах при Показывают столицу и крупные города на настенной карте с помощью учителя. Рассказывают о столице и городах нашей Родины по предложенным учителем предложениям Показывают столицу и крупные города на настенной карте. Дают краткую характеристику крупнейших городов по предложенным учителем предложениям. Подписывают названия городов, краев, республик на контурной карте Показывают на Дают краткую карте Россию. На характеристику контурной карте России отмечают границу России и крупнейшие города с помощью учителя. Называют, с опорой на карту приложение к учебнику, характерные особенности природных зон 25 44. Обобщающий урок по курсу: «География материков и океанов» 1ч. 45. История возникновения нашего края. 1ч. выполнен России ии различных заданий Системати Показывают зирование материки и океаны и на настенной карте обобщени с помощью е учителя. сформиро Подписывают ванных названия представл материков и ений и океанов в понятий контурной карте по всему разделу «Географи я материков и океанов». Проверка знаний обучающи хся названий материков и частей света, океанов, знания наиболее крупных государст в на каждом из материков и географич еских особеннос тях этих стран Свой край – 15 часов Продолже Составляют ние рассказ об истории формиров возникновения ания своего края, представл значимых ений исторических обучающи событиях, хся о используя своем краеведческие крае. справочники, по Знакомств предложенным ос учителем Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке и океане идет речь. Наносят названия материков и океанов в контурной карте Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях, используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте 26 46. Географическое положение. Границы. Рельеф. 1ч. основным предложениям. и Записывают историчес формы кими поверхности событиям своего края в и, тетрадь происходя щими в изучаемой местности . Формиров ание представл ений о специфике , уникально сти, неповтори мости своего края, необходи мости правильно го взаимодей ствия человека и окружаю щей среды. Формиров ание представл ений обучающи хся о географич еском положени и своего края на политичес кой и физическо й карте России Повторение и Показывают закрепление на настенной знаний карте свой обучающихся край с о помощью географическо учителя. м положении Составляют России границы своего края. Называют формы рельефа своего края Дают характеристику географического положения своего края с помощью учителя. Отмечают на контурной карте. 27 47. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. 1ч. 48. Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов 1ч. своего края на политической и физической карте России.Совер шенствование навыков самостоятельн ой работы с настенной картой.Закреп ление знаний обучающихся о поверхности своего края Закрепление знаний обучающихся об особенностях климатически х условий своего края. Формирование умений пользоваться краеведческим и справочникам и для самостоятельн ого получения необходимой информации Повторение и закрепление знаний обучающихся о почвах и полезных ископаемых своего края. Систематизац ия знаний об использовании полезных ископаемых. Формирование навыков бережного отношения и рационального рассказ о поверхности с помощью опорных слов и предложений Составляют рассказ о рельефе своей местности по предложенному учителем плану Записывают в тетрадь народные приметы. Называют местные признаки природы, по которым можно предсказать погоду, используя помощь учителя. Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых и подписывают их названия По условным знакам, предложенных учителем, называют полезные ископаемые своего края. Составляют рассказ о водных ресурсах по опорным словосочетани ям и предложениям Рассказывают о климатических условиях своего края. Записывают в тетрадь народные приметы. Называют местные признаки природы, по которым можно предсказать погоду. Перечисляют полезные ископаемые своего края, записывают в тетрадь и зарисовывают условные знаки По геологической карте определяют полезные ископаемые своего края. Рассказывают об их использовании. По плану составляют рассказ о водоемах своего края. Обсуждают возможности хозяйственного использования и охране водоемов 28 49. Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира 1ч. 50. Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира 1ч. использования природных богатств. Повторение и обобщение сведений о водоемах своей местности, использование и охрана воды Формирование представлений обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с уникальными особенностям и растительного мира.Повторен ие и обобщение знаний о типичных представителя х растительного мира своего края. Знакомство обучающихся с экологическим и проблемами своего края Формирование представлений обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство с уникальными особенностям и растительного мира.Повторен ие и обобщение знаний о типичных представителя х По рисункам называют растения своего края.Знакомят ся с растениями, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя Перечисляют растения своего края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края По рисункам называют растения своего края.Знакомят ся с растениями, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя Перечисляют растения своего края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и 29 51. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйств енные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники 1ч. 52. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйств енные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. 1ч. растительного мира своего края. Знакомство обучающихся с экологическим и проблемами своего края Знакомство с уникальными особенностям и животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителя х животного мира. Знакомство с экологическим и проблемами своего края и путями их решения.Форм ирование навыков рационального использования природных богатств своего края Знакомство с уникальными особенностям и животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителя х животного мира. Знакомство с экологическим и проблемами своего края и путями их решения.Форм ирование навыков национальных парках своего края По рисункам называют животных своего края.Знакомят ся с животными, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя Перечисляют животных своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края По рисункам называют животных своего края.Знакомят ся с животными, занесенными в Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя Перечисляют животных своего края. Знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ о вреде природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края 30 Заповедники, заказники 53. Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. 1ч. 54. Промышленнос ть.Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы 1ч. 55. Сельское хозяйство 1ч. рационального использования природных богатств своего края Систематизац ия знаний обучающихся о населении своего края, его основных занятиях. Знакомство с уникальными этническими особенностям и населения. Содействие социальной адаптации обучающихся к жизни в своем крае Обобщение сведений обучающихся о промышленно сти своего края и ее основных отраслях. Раскрытие особенностей взаимодействи я человека и природы Формирование знаний об экономическо м росте своего края. Помощь в выборе дальнейшей профессии Обобщение сведений Знакомятся с уникальными этническими особенностям и населения. Записывают в тетрадь народы, которые проживают на территории края. По иллюстрациям рассказывают, чем занимается население своего края. Составляют рассказ о культуре, традициях своего края по предложенны м учителем предложениям Называют отрасли тяжелой и легкой промышленно сти своего края с опорой на иллюстративн ый материал – схемы, рисунки. Называют,с помощью учителя, предприятия города, в которых могут работать выпускники Знакомятся с уникальными этническими особенностями населения. Перечисляют народы, которые проживают на территории своего края. Составляют рассказ о культуре, традициях, национальной кухне. Называют отрасли промышленности своего края и продукцию, которую они выпускают. Рассказывают об отраслях сельского хозяйства Называют отраслевой Называют основные отрасли сельского Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя). Называют предприятия города, в которых могут работать выпускники 31 (специализация: растениеводств о, животноводство , бахчеводство.) обучающихся о сельском хозяйстве своего края и его основных отраслях. Помощь в выборе дальнейшей профессии 56. Транспорт (наземный, железнодорожн ый, авиационный, речной) 1ч. 57. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края 1ч. Обобщение сведений обучающихся о транспорте, грузовых и пассажирских перевозках. Содействие социальной адаптации обучающихся к жизни в своем крае Формирование осознанного отношения к памятникам истории и культуры, окружающей среде. Закрепление знаний обучающихся о достопримечат ельностях своего края. Знакомство обучающихся с историческим и архитектурны ми памятниками и памятниками культуры, создающими неповторимый облик края. Формирование умения пользоваться состав растениеводст ва (полеводство, садоводство) и животноводст ва (скотоводство, птицеводство) своего края с помощью учителя По иллюстрациям перечисляют виды транспорта своего края хозяйства своего края (с помощью учителя) Составляют рассказ о достопримечат ельностях своего края с опорой на предложения и иллюстративн ый материал, предложенный учителем Знакомятся с архитектурноисторическими и культурными памятниками, создающими неповторимый облик края, используя краеведческие справочники. Составляют рассказ о достопримечательно стях своего края Называют, какие виды транспорта развиты в своем крае 32 краеведческим и справочникам и для самостоятельн ого получения необходимой информации 58. Наш город 1ч. Обобщение Составляют Составляют рассказ (поселок, сведений об рассказ о о своем городе. деревня) окружающем своем городе, Перечисляют школьников по предприятия своего мире. предложенны города. Называют Совершенство м учителем достопримечательно вание навыков предложениям сти. Выполняют взаимодействи . Записывают контрольное я предприятия, тестирование по обучающихся на которых всему курсу с могут «География» окружающими работать (одноклассник выпускники ами, родными образовательн и близкими, ого соседями и т. учреждения. п.). Выполняют Формирование контрольное общечеловече тестирование, ских используя ценностей: помощь любовь к учителя Отечеству, родной земле, людям, труду 59. Обобщающий 1ч. Обобщение Составляют Составляют рассказ урок. Моя малая сведений о рассказ о о городе, в котором Родина географическо своем крае по проживают, по м положении, плану, плану, истории, предложенном предложенному климате, у учителем с учителем природных опорой на условиях, предложения и хозяйстве, иллюстративн населении ый материал своего края.Совершен ствование навыков самостоятельн ой работы обучающихся в парах, группах при выполнении различных заданий Общее количество часов по программе -68 ч. Обобщающих уроков -3 ч. 33 34