РП НОО АООП УО Русский язык 4класс

Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе обучающихся с умственной
отсталостью интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1),
утверждѐнной приказом директора школы
Приказ № 163-ОД от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 класс
Обучение русскому языку в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной
адаптации обучающихся в обществе.
В 4 классе овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в
конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного
состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды
слов: названия предметов, действий и признаков, родственные слова. Цель таких упражнений:
обогащать словарь обучающихся данными разрядами слов в контексте определѐнных тем,
научить употреблять в речи слова в различных формах в зависимости от их связи с другими
словами, составлять словосочетания и предложения.
Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение является минимальной единицей коммуникативного уровня. В процессе выполнения практических упражнений обучающиеся знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли,
связь слов в предложении, порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу,
графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением. Знакомясь
с порядком слов в предложении, обучающиеся узнают и о вариативности этого порядка. В этой
теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном
оформлении.
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков связной
устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и
последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание
картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса
на конверте.
Внимание к чѐткому и аккуратному письму должно иметь место на каждом уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и
печатного текстов.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ѐ, и, ю, я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сѐл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам
"какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел,
улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных звонких
и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнѐзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЯ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык
-осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках
русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 класс
Минимальный уровень:
-различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текстов с орфографическим
проговариванием;
-записывать под диктовку слова и короткие предложения (2 - 4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь"
(после предварительной отработки);
-дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
-составлять предложения, восстанавливая в них нарушенный порядок слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
-выделять из текста предложения на заданную тему;
-участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различать звуки и буквы;
-уметь дать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывать рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (30 - 35
слов);
дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составлять и распространять предложение, устанавливать связи между словами с помощью
учителя, уметь ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-делить текст на предложения;
-выделять тему текста (о чем идет речь), выбирать один заголовка из нескольких, подходящий
по смыслу;
-самостоятельная записывать 3 - 4 предложения из составленного текста после его анализа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 4 класс

№
ур
ока
п./
п

Тема урока

1

Предложение.
Выделение его
из текста

2

Предложение
законченное и
незаконченное

3

Завершение
начатого предложения

4

Предложение и
его схема.
Распространение предложе-

Ко
ли
чест
во
ака
деми
чес
ких
ча
сов

Виды деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Раздел 1 Повторение – 8 часов КР -0 ПР-0 АКР-0
1
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Составляют предложеСоставляют грамматичения по сюжетной (предски правильно оформметной) картинке с поленные предложения по
мощью наводящих восюжетной (предметной)
просов учителя.
картинке.
Определяют количество Находят границы предпредложений в тексте
ложений в тексте, запипосле предварительного санном без деления на
разбора.
предложения.
Списывают предложения Определяют количество
предложений в тексте.
Записывают предложения в тетрадь
1
Читают правила оформЗакрепляют правила
ления предложения.
оформления предложеНаходят в тексте законния.
ченное предложение.
Различают предложение
Составляют законченное законченное и незаконпредложения, используя ченное.
картинки.
Составляют законченное
Списывают предложения предложения, используя
картинки и слова.
Записывают предложения в тетрадь
1
Читают правила оформЗакрепляют правила
ления предложения.
оформления предложеСоставляют начатое
ния.
предложение из слов.
Умеют заканчивать
Списывают предложения мысль в предложениях с
в тетрадь
опорой на сюжетную
картинку.
Записывают предложения
1
Называют правила
Называют правила
оформления предложеоформления предложения с опорой на наглядния.
ность.
Сравнивают предложе-

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ний

Различают распространѐнное и нераспространѐнное предложения.
Строят схему предложения с помощью учителя.
Списывают предложения
с печатного текста

5

Порядок слов в
предложении

1

6

Выделение в
предложении
названий
предметов,
действий и
признаков

1

7

Составление
предложений
по сюжетной
картинке

1

ния нераспространѐнное
и распространѐнное (без
использования терминов).
Распространяют предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем.
Чертят схему предложения.
Списывают предложения
с печатного текста
Называют правила
Называют правила
оформления предложеоформления предложения с опорой на наглядния.
ность.
Восстанавливают наруВосстанавливают нарушенный порядок слов в
шенный порядок слов в
предложении.
предложении.
Обсуждают варианты
Записывают предложевыполнения предложенния по образцу.
ного задания.
Выполняют комментиВыполняют комментиророванное письмо с сованное письмо с соблюблюдением правил запи- дением правил записи
си предложения с опорой предложения
на схему
Называют правила
Называют правила
оформления предложеоформления предложения с опорой на наглядния.
ность.
Находят и выделяют в
Находят и выделяют в
предложении названия
предложении названия
предметов, действий и
предметов, действий и
признаков.
признаков.
Составляют разные
Списывают предложения предложения, подбирая
с печатного текста
по смыслу названия
предметов, действий и
признаков, и распространяют получившиеся
предложения другими
словами
Называют правила
Называют правила
оформления предложеоформления предложения.
ния.
Составляют предложеСоставляют разные
ния из слов по сюжетной предложения, подбирая
картинке.
по смыслу названия
Списывают предложения предметов, действий и
с печатного текста
признаков.
Распространяют предложения словами с использованием сюжетной картинки.
Выполняют расстановку

8

9

10

11

предложений по порядку
следования картинок
Составление
1
Называют правила
Называют правила
предложений
оформления предложеоформления предложепо предметной
ния.
ния.
картинке
Составляют предложеСоставляют разные
ния по предметной карпредложения, подбирая
тинке.
по смыслу названия
Распространяют предпредметов, действий и
ложения словами по
признаков.
предметной картинке.
Распространяют предлоСписывают предложения жения словами по предс печатного текста
метной картинке.
Упражняются в составлении предложений на
тему из слов, данных в
нужной форме вразбивку
Раздел 2 Звуки и буквы-52 часа КР -1 ПР-1 АКР-1 КСП-1
Алфавит.
1
Различают звуки и букПравильно называют поРасположение
вы.
рядок букв в алфавите.
слов по алфаНазывают буквы праПользуются орфографивиту
вильно и располагают их ческим словарѐм, чтобы
в алфавитном порядке.
расположить слова в алЗаписывают слова в алфавитном порядке.
фавитном порядке с опо- Находят ошибки в расрой на картинный алфа- положении слов по алвит
фавиту.
Записывают слова в алфавитном порядке
Гласные и со1
Различают гласные и
Различают гласные и согласные звуки.
согласные звуки и бук- гласные звуки и буквы.
Гласные звуки
вы на слух.
Определяют роль гласных
и буквы.
Выделяют гласные и
в образовании слогов.
Соотнесение
согласные звуки в сло- Делят слова на слоги и
количества
вах с опорой на схемы
выделяют гласные.
гласных звуков
звукового анализа сло- Записывают слова в тети слогов в слова.
радь
ве
Называют буквы алфавита с опорой на дидактический материал.
Делят слова на слоги с
помощью учителя.
Записывают слова в
тетрадь
Ударные и
1
Выделяют голосом
Выделяют голосом ударбезударные
ударный гласный в
ный гласный звук в слове.
гласные.
слове.
Различают ударные и безРазличение
Различают ударные и
ударные гласные.
ударных и безбезударные гласные
Наблюдают за соотнесеударных гласзвуки с помощью учинием звука и буквы под
ных
теля.
ударением и несоответНазывают безударные
ствием в безударном погласные звуки.
ложении. Записывают
Записывают словаслова-родственники в тет-

12

Правописание
безударных
гласных.
Одинаковое
написание
гласных в
ударной и безударной позиции

1

13

Одинаковое
написание
гласных в
ударной и безударной позиции

1

14

Проверка безударной гласной в слове

1

15

Проверка без-

1

родственники в тетрадь, расставляют ударения и выделяют безударные гласные с помощью учителя. Читают текст с опорой на
картинки
Записывают его в тетрадь и подбирают слова
к схемам с помощью
учителя
Выделяют голосом
ударный гласный в
слове.
Правильно ставят ударение в словах с помощью опорных схем.
Записывают слова в
тетрадь, выделяют
ударную гласную с помощью учителя

радь, расставляют ударения и выделяют безударные гласные.
Читают текст и записывают его в тетрадь, подбирают слова к схемам

Правильно ставят ударение в словах.
Наблюдают за гласными в
слове в ударной и безударной позициях.
Сравнивают произношение и обозначение на
письме ударных и безударных гласных звуков.
Записывают слова в тетрадь, выделяют ударную
гласную
С помощью учителя
Выделяют голосом ударвыполняют правильный гласный в слове.
ную постановку ударе- Сравнивают произношения в словах. Подбиние и обозначение на
рают проверочные сло- письме ударных и безва с опорой на картинударных гласных звуков.
ку.
Подбирают проверочные
Записывают слова в
слова.
тетрадь
Записывают слова в тетрадь, правильно ставят
ударения в словах
Делят словарные слова Делят словарные слова на
на слоги, ставят ударе- слоги, ставят ударение и
ние и выделяют трудвыделяют трудную букву.
ную букву с помощью
Составляют словосочетаучителя. Составляют
ния и предложения.
словосочетания и пред- Делают вывод о необхоложения с опорой на
димости проверки безкартинки.
ударного гласного в слове.
Выделяют голосом
Проверяют безударный
ударный гласный звук в гласный звук в слове.
слове с помощью учиВыполняют проверку безтеля.
ударных гласных по данСтавят ударение в сло- ному образцу рассуждевах с помощью учитения
ля.
Тренируются в подборе
проверочного слова и
постановки ударения в
слове
Делят словарные слова Делят словарные слова на

ударной гласной в слове

16

Проверка безударной гласной в слове

1

17

Проверяемые и
непроверяемые
безударные
гласные

1

на слоги, ставят ударение и выделяют трудную букву с помощью
учителя. Составляют
словосочетания и предложения с опорой на
картинки.
Выделяют голосом
ударный гласный звук в
слове с помощью учителя.
Ставят ударение в словах.
Находят безударную
гласную.
Тренируются в подборе
проверочного слова и
постановки ударения в
слове
Записывают слова
Выделяют голосом
ударный гласный звук в
слове с помощью учителя.
Ставят ударение в словах.
Находят безударную
гласную.
Тренируются в подборе
проверочного слова и
постановки ударения в
слове.
Записывают слова после предварительного
разбора
Делят словарные слова
на слоги, ставят ударение и выделяют трудную букву с помощью
учителя. Составляют
словосочетания и предложения с опорой на
картинки.
Различают проверяемые и непроверяемые
орфограммы с помощью учителя.
Выделяют слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными после
предварительного разбора.
Записывают слова по

слоги, ставят ударение и
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетания и предложения.
Делают вывод о необходимости проверки безударного гласного в слове.
Проверяют безударный
гласный звук в слове.
Выполняют проверку
безударных гласных по
данному образцу рассуждения.
Записывают слова под
диктовку

Проверяют безударный
гласный звук в слове.
Выполняют проверку безударных гласных по данному образцу рассуждения.
Записывают слова с проверкой, обозначают орфограмму

Делят словарные слова на
слоги, ставят ударение и
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетания и предложения.
Различают проверяемые и
непроверяемые орфограммы.
Выделяют слова с безударными проверяемыми
и непроверяемыми гласными.
Приводят примеры слов с
проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными.
Записывают слова по образцу

18

Проверяемые и
непроверяемые
безударные
гласные

1

19

Входная контрольная работа (диктант с
грамматическим заданием)

1

20

Твѐрдые и
мягкие согласные.
Различение
твердых и мягких согласных
перед гласными
Твѐрдые и
мягкие согласные.
Различение
твердых и мягких согласных
перед гласными
Обозначение
мягкости согласных на

1

21

22

1

1

образцу
Делят словарные слова
на слоги, ставят ударение и выделяют трудную букву с помощью
учителя. Составляют
словосочетания и предложения с опорой на
картинки.
Различают проверяемые и непроверяемые
орфограммы с помощью учителя.
Выделяют слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными после
предварительного разбора.
Записывают слова по
образцу
Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Выполняют списывание текста по теме.
Выполняют грамматические задания: подбирают проверочные слова; определяют количество звуков и букв с
помощью наводящих
вопросов учителя.
Осуществляют самоконтроль
Различают на слух
твѐрдые и мягкие согласные.
Выделяют и называют с
использованием схем
твердые и мягкие согласные звуки в словах.
Записывают слоги, слова, выделяя твердые и
мягкие согласные с помощью учителя.
Списывают предложения с печатного текста

Списывают словарные
слова с «трудной» буквой Е в тетрадь, выде-

Делят словарные слова на
слоги, ставят ударение и
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетания и предложения.
Различают проверяемые и
непроверяемые орфограммы.
Выделяют слова с безударными проверяемыми
и непроверяемыми гласными.
Приводят примеры слов с
проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными.
Записывают слова по образцу
Повторяют основные правила.
Пишут текст под диктовку
по заданной теме.
Выполняют грамматические задания: подбирают
проверочные слова; определяют количество звуков
и букв. Осуществляют самоконтроль

Различают на слух твѐрдые и мягкие согласные,
правильно обозначают их
соответствующими гласными буквами.
Выделяют и называют
твердые и мягкие согласные звуки в словах.
Записывают слоги, слова,
выделяя твердые и мягкие
согласные.
Списывают предложения
с печатного текста

Записывают словарные
слова с «трудной» буквой
Е в тетрадь под диктовку,

23

письме буквами И, Е, Ё, Ю,
Я
Обозначение
мягкости согласных на
письме буквами И, Е, Ё, Ю,
Я

1

24

Буква мягкий
знак Ь на конце и в середине
слова

1

25

Буква мягкий
знак Ь на конце и в середине
слова

1

ляют букву Е в словах.
Составляют словосочетания со словарными
словами и записывают
их в тетрадь с помощью
учителя. Повторяют
правила о твѐрдых и
мягких согласных.
Различают на слух и
выделяют буквы И, Е,
Ё, Ю, Я в словах.
Пишут слова после
предварительного звуко-буквенного анализа
с помощью учителя
Отгадывают ребусы,
составляют словарные
слова и записывают их
в тетрадь с помощью
учителя. Составляют
словосочетания и предложения с данными
словами по опорным
картинкам.
Повторяют правило о
твѐрдых и мягких согласных.
Различают на слух
твѐрдые и мягкие согласные в середине
слова.
Упражняются в написании слов с мягким
знаком на конце и в середине слова с опорой
на картинный материал
Знакомятся со значением словарного слова
«вдруг». Составляют
словосочетание и предложения с данным словом, по опорным картинкам. Различают на
слух твѐрдые и мягкие
согласные в середине
слова.
Подбирают слова к
схемам.
Пишут слова с мягким
знаком на конце и в середине слова с опорой
на картинку

выделяют букву Е в словах. Составляют предложения со словарными словами и записывают их в
тетрадь.
Повторяют правила о
твѐрдых и мягких согласных.
Составляют пары из слогов с твердыми и мягкими
согласными звуками.
Приводят примеры пар
слов на каждый случай
дифференциации.
Записывают предложения,
обозначают мягкость согласных
Отгадывают ребусы, составляют словарные слова
и записывают их в тетрадь. Составляют предложения с данными словами.
Повторяют правило о
твѐрдых и мягких согласных.
Различают на слух твѐрдые и мягкие согласные в
середине слова.
Обозначают мягкость согласных звуков на письме
буквой мягкий знак на
конце и в середине слова.
Подбирают слова к схемам.
Пишут слова с мягким
знаком на конце и в середине слова
Знакомятся со значением
словарного слова «вдруг».
Составляют словосочетание и предложения с данным словом. Различают на
слух твѐрдые и мягкие согласные в середине слова.
Подбирают слова к схемам.
Обозначают мягкость согласных звуков на письме
буквой мягкий знак на
конце и в середине слова.
Записывают слова с буквой мягкий знак на конце
и в середине слова на слух

Различение
твердых и мягких согласных
Различение
твердых и мягких согласных

1

28

Контрольное
списывание по
теме: «Различение твердых
и мягких согласных»

1

29

Написание
ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в
словах.
Активизация
словаря по теме

1

30

Написание
ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в
словах

1

26

27

1

Закрепляют правило
правописания твердых
и мягких согласных с
использованием памятки.
Различают на слух и
четко произносят твѐрдые и мягкие согласные
в словах с помощью
учителя.
Подбирают слова к
схемам.
Записывают слова после предварительного
разбора
Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Списывают текст с печатного текста, вставляя пропущенные буквы после предварительного разбора
Называют шипящие
согласные.
Составляют слова из
слогов с шипящими согласными с помощью
учителя.
Закрепляют правило
правописания слов с
шипящими с опорой на
памятку.
Пишут сочетания с шипящими согласными в
словах.
Изменяют слова по образцу, составляют словосочетания с данными
словами.
Знакомятся со словарным словом: спасибо,
обозначают ударения,
определяют количество
слогов с помощью учителя. Составляют словосочетания и предложения с данными словами с опорой на картинки.
Называют шипящие
согласные.
Составляют слова из
слогов с шипящими со-

Закрепляют правило правописания твердых и мягких согласных.
Различают на слух и четко
произносят твѐрдые и
мягкие согласные в словах.
Подбирают слова к схемам.
Объясняют написания
слов.
Упражняются в написании
твердых и мягких согласных в заданиях учебника
Повторяют основные правила.
Списывают текста.
Обозначают мягких и
твердых согласные

Называют шипящие согласные.
Упражняются в распознавании шипящих согласных.
Составляют слова из слогов с шипящими согласными. Закрепляют правило правописания слов с
шипящими.
Применяют правило правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ на письме.
Пишут слова с шипящими
согласными.
Знакомятся со словарным
словом: спасибо, обозначают ударения, определяют количество слогов. Составляют словосочетания
и предложения с данными
словами.
Выделяют сочетания букв
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах.
Делают выводы о правильности написания данных сочетаний в словах.
Упражняются в написании

31

Написание
ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в
словах

1

32

Различение
правил правописания в словах
Различение
правил правописания в словах
Различение
правил правописания в словах

1

35

Проверочная
работа по теме:
«Различение
правил правописания в словах»

1

36

Разделительный мягкий
знак перед
гласными И, Е,
Ё, Ю, Я.
Знакомство с
разделительным мягким
знаком
Разделительный мягкий
знак перед
гласными И, Е,
Ё, Ю, Я.
Знакомство с
разделительным мягким

1

33

34

37

1

1

1

гласными с помощью
учителя.
Пишут сочетания с шипящими согласными в
словах
Называют шипящие
согласные.
Составляют слова из
слогов с шипящими согласными с помощью
учителя.
Пишут сочетания с шипящими согласными в
словах.
Выбирают слова из
прочитанного текста и
записывают их
Называют шипящие
согласные.
Пишут сочетания с шипящими согласными в
словах.
Упражняются в нахождении слов в соответствии со схемой.
Составляют предложения с помощью наводящих вопросов.
Записывают предложения по образцу
Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Выполняют тестовые
задания с опорой на
памятки

слов с шипящими согласными.
Изменяют слова по образцу, составляют предложения с данными словами
Выделяют сочетания букв
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах.
Делают выводы о правильности написания данных сочетаний в словах.
Упражняются в написании
слов с шипящими согласными.
Записывают слова из прослушанного текста и подчеркивают звукосочетания
Называют шипящие согласные.
Различают правила правописания сочетания букв
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУЩУ в словах.
Находят слова в соответствии со схемой.
Объясняют написание
слов.
Составляют предложения
по образцу и записывают
их
Повторяют основные правила.
Выполняют тестовые задания

Выделяют букву мягкий знак в слове.
Правильно произносят
и записывают слова с
разделительным мягким знаком.
Вставляют пропущенные слоги после предварительного разбора и
объяснения.
Читают слоги и слова с
разделительным мягким знаком и записывают слова в тетрадь с
учебника

Правильно произносят и
записывают слова с разделительным мягким знаком.
Доказывают правильность
написания данных слов с
разделительным мягким
знаком.
Вставляют пропущенные
слоги в слова из скобок.
Читают слоги и слова с
разделительным мягким
знаком и записывают слова в тетрадь по диктовку

38

39

знаком
Перенос слов с
разделительным мягким
знаком и без
него
Перенос слов с
разделительным мягким
знаком и без
него

1

1

40

Правило правописания слов
с разделительным мягким
знаком

1

41

Правило правописания слов
с разделительным мягким
знаком

1

42

Различение
сходных по
буквам слов с
разделительным мягким
знаком и без
него

1

Применяют на письме
правило переноса слов
с разделительным мягким знаком, опираясь
на памятку.
Упражняются в делении слов на слоги и для
переноса.
Записывают слова после предварительного
разбора
Знакомятся со словарным словом «здоровье», обозначают ударение, указывают количество слогов, выделяют трудную букву с
помощью учителя. Составляют словосочетаний и предложений с
опорой на картинки.
Повторяют правила деления слов на слоги.
Тренируются в правильности
произношения и записи
слов с разделительным
мягким знаком
Упражняются в правильности
произношения и записи
слов с разделительным
мягким знаком.
Списывают словосочетания, вставляют в слова пропущенные слоги
после предварительного разбора
Различают сходные по
буквам слова с разделительным мягким знаком и без него.
Записывают пары слов
с разделительным мягким знаком и без него
после предварительного разбора. Знакомятся
со значением словарного слова: деревня, ставят ударение, делят
слово на слоги и подчеркивают трудную

Применяют на письме
правило переноса слов с
разделительным мягким
знаком и без него.
Упражняются в делении
слов на слоги и для переноса.
Записывают слова

Знакомятся со словарным
словом «здоровье», обозначают ударение, указывают количество слогов,
выделяют трудную букву.
Составляют словосочетаний и предложений.
Повторяют правила деления слов на слоги.
Тренируются в правильности
произношения и записи
слов с разделительным
мягким знаком.
Доказывают правильность
написания данных слов,
записывают их в тетрадь
Объясняют правописание
слов с разделительным Ь
знаком.
Тренируются в правильности произношения и записи слов с разделительным мягким знаком.
Доказывают правильность
написания данных слов,
списывают слова, вставляют пропущенные слоги
Упражняются в умении
слышать, правильно произносить и записывать пары слова с разделительным мягким знаком и без
него.
Читают стихотворение,
записывают его в тетрадь
и подчеркивают сходные
по буквам слова.
Доказывают правильность
написания данных слов.
Знакомятся со значением
словарного слова: дерев-

Мягкий знак
для обозначения мягких согласных и разделительный
мягкий знак
Мягкий знак
для обозначения мягких согласных и разделительный
мягкий знак

1

45

Разделительный мягкий
знак.
Закрепление
знаний

1

46

Контрольный
диктант по теме: «Разделительный мягкий знак перед
гласными и, е,
ѐ, ю, я»

1

47

Звонкие и глухие согласные.
Различение
звонких и глухих согласных
в словах
Звонкие и глухие согласные.
Различение
звонких и глухих согласных

1

43

44

48

1

1

букву с помощью учителя.
Составляют словосочетания и предложения с
данным словом по
опорным картинкам
Сравнивают слова с
мягким знаком и слова
с разделительным мягким знаком.
Записывают слова с
мягким знаком и без
него.
Составляют схемы слов
с мягким знаком с помощью учителя.
Записывают словарные
слова с опорой на словарь
Произносят и записывают слова с разделительным мягким знаком с помощью учителя.
Выделяют мягкий знак
в словах

Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Списывают текст по
теме.
Выполняют грамматическое задание: выделяют разделительного
мягкого знака в словах;
определяют количество
звуков и букв в словах
с помощью учителя.
Осуществляют самоконтроль
Различают звонкие и
глухие согласные зрительно и на слух.
Называют пары звонких и глухих согласных
с опорой на памятку.
Записывают слова, различающиеся парным
согласным по образцу

ня, ставят ударение, делят
слово на слоги и подчеркивают трудную букву.
Составляют словосочетания и предложения с данным словом
Сравнивают слова с мягким знаком и слова с разделительным мягким знаком.
Упражняются в умении
правильно записывать
слова с разделительным
мягким знаком и без него.
Составляют схемы слов с
мягким знаком.
Записывают словарные
слова
Объясняют написание с
разделительным мягким
знаком.
Записывают слова с разделительным мягким знаком, выделяют его.
Доказывают правильность
написания данных слов
при записи слов и предложений
Повторяют основные правила.
Пишут текст под диктовку
по заданной теме.
Выполняют грамматическое задание: выделяют
разделительного мягкого
знака в словах; определяют количество звуков и
букв в словах
Осуществляют самоконтроль
Различают звонкие и глухие согласные зрительно и
на слух.
Сравнивают, как они произносятся и как пишутся
на конце слова.
Составляют и называют
пары звонких и глухих
согласных.
Находят звонкие и глухие
согласные в словах, назы-

в словах

49

Правописание
звонких и глухих согласных
на конце слова.
Наблюдение за
парными согласными на
конце слова

1

50

Правописание
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

51

Проверка
написания
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

вают их.
Записывают слова, различающиеся парным согласным
Сравнивают, как проСравнивают, как произноизносятся и пишутся
сятся и пишутся звонкие и
звонкие и глухие соглухие согласные на конце
гласные на конце слова. слова.
Определяют и называОпределяют и называют
ют последнего звука в
последний звук в конце
конце слова.
слова.
Записывают слова, раз- Записывают слова, разлиличающиеся парным
чающиеся парным соглассогласным после пред- ным
варительного разбора.
Знакомятся со значением
Знакомятся со значени- словарного слова: рассказ,
ем словарного слова:
обозначают ударение, укарассказ, обозначают
зывают количества слогов,
ударение, указывают
выделяют парные согласколичества слогов, вы- ные.
деляют парные соглас- Составляют предложения
ные с помощью учите- со словами: рассказы, расля.
сказал, рассказчик
Составляют предложения со словами: рассказы, рассказал, рассказчик по опорным картинкам
Сравнивают, как проСравнивают, как произноизносятся и пишутся
сятся и пишутся звонкие и
звонкие и глухие соглухие согласные на конце
гласные на конце слова. слова.
Упражняются в записи Комментируют правильслов, различающихся
ность написания парных
парным согласным по- согласных на конце слова
сле предварительного
по данному образцу расразбора
суждения.
Записывают слова, различающиеся парным согласным
Определяют последний Определяют последний
звук в конце слова.
звук в конце слова.
Пишут парные согласПрименяют правило проные на конце слова по
верки парных согласных
данному образцу
на конце слова.
Составляют алгоритм
Подбирают проверочные
правописания парных
слова по образцу: один –
согласных на конце
много.
слова с помощью учиДоказывают правильность
теля
написания парных согласЗаписывают слова по
ных на конце слова по
алгоритму
данному образцу рассуждения.
Записывают слова, разли-

52

Проверка
написания
звонких и глухих согласных
на конце слова

1

Пишут парные согласные на конце слова по
данному образцу.
Упражняются в правописания парных согласных на конце слова
с помощью алгоритма

53

Различение
правил проверки парных
согласных и
безударных
гласных

1

Повторяют алгоритм
правописания парных
согласных на конце
слова и безударных
гласных.
Пишут парные согласные на конце слова или
безударные гласные по
данному образцу

54

Различение
правил проверки парных
согласных и
безударных
гласных

1

55

Правила правописания в
слове.
Закрепление
знаний

1

Повторяют алгоритм
правописания парных
согласных на конце
слова и безударных
гласных.
Упражняются в написании звонких и глухих
согласных на конце
слова с предварительной проверкой
Знакомятся со значением словарного слова
«человек», обозначение
ударения, указание количества слогов, выделение трудной буквы с
помощью учителя. Составляют предложения
с данным словом по
опорным картинкам.
Закрепляют правила
правописания парных
согласных и безударных гласных в слове.
Работают по учебнику:
записывают слова с
опорой на схему, составляют предложения
с одним из слов; спи-

чающиеся парным согласным
Применяют правило проверки парных согласных
на конце слова.
Подбирают проверочные
слова по образцу: один –
много.
Записывают слова, различающиеся парным согласными
Различают правила проверки парных согласных и
безударных гласных в
словах.
Читают предложения с
сомнительными согласными на конце слова,
подбирают проверочных
слова. Списывают текст,
вставляют пропущенные
буквы.
Выполняют выборочное
письмо слов в зависимости от правила
Различают правила проверки парных согласных и
безударных гласных в
словах.
Пишут слова со звонкими
и глухими согласными на
конце слова, предварительно проверяя их
Знакомятся со значением
словарного слова «человек», обозначение ударения, указание количества
слогов, выделение трудной буквы. Составляют
предложения с данным
словом.
Закрепляют и правильно
применяют правила правописания парных согласных и безударных гласных
в слове.
Подбирают проверочные
слова для правильного
написания слов
Доказывают правильность
написания парных согласных и безударных гласных

сывают текст с объяснением правописания
слов на знакомые правила
с помощью учителя

56

Правила правописания в
слове.
Закрепление
знаний

1

57

Правила правописания в
слове.
Закрепление
знаний

1

Упражняются в правильном правописании
парных согласных и
безударных гласных в
слове.
Объясняют правописания слов на знакомые
правила, с помощью
учителя.
Подбирают проверочные слова для правильного написания слов,
используя памятку.
Пишут слова после
предварительного разбора.
Списывают в тетрадь
первые слова стихотворения, записывают по
памяти, опираясь на
записанные слова
Упражняются в правильном правописании
парных согласных и
безударных гласных в
слове.
Объясняют правописания слов на знакомые
правила, с помощью
учителя.
Подбирают проверочные слова для правильного написания слов,
используя памятку.
Пишут слова после
предварительного разбора.
Комментированное
письмо: читают выделенные слова в тексте,
проговаривают их и записывают в тетрадь

в словах.
Работают по учебнику:
записывают слова с опорой на схему, составляют
предложения с одним из
слов; списывают текст с
объяснением правописания слов на знакомые правила
Называют правила правописания парных согласных и безударных гласных
в слове.
Применяют правила проверки парных согласных и
безударных гласных в
словах.
Подбирают проверочные
слова для правильного
написания слов.
Доказывают правильность
написания парных согласных и безударных гласных
в словах.
Пишут слова, вставляя
пропущенную букву.
Пишут по памяти стихотворение
Называют правила правописания парных согласных и безударных гласных
в слове.
Применяют правила проверки парных согласных и
безударных гласных в
словах.
Подбирают проверочные
слова для правильного
написания слов.
Доказывают правильность
написания парных согласных и безударных гласных
в словах.
Упражняются в написании
слов на изученные правила
Комментированное письмо: объясняют написание
выделенных слов в тексте,
проговаривают слова по
слогам и записывают в
тетрадь

58

Правила правописания в
слове.
Закрепление
знаний

1

59

Правила правописания в
слове.
Закрепление
знаний
Картинный
диктант по теме: «Правописание звонких
и глухих согласных на
конце слова»
Административная полугодовая контрольная работа

1

60

61

Названия
предметов,
действий и
признаков

Упражняются в правильном правописании
парных согласных и
безударных гласных в
слове.
Объясняют правописания слов на знакомые
правила, с помощью
учителя.
Подбирают проверочные слова для правильного написания слов,
используя памятку.
Пишут слова после
предварительного разбора.
Выборочное письмо:
читают текст с трудными словами, напечатанными по слогам. Записывают слова на знакомые правила, после
предварительного разбора
Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Рассматривают рисунки.
Называют изображенные предметы.
Записывают слова по
памяти с опорой на
учебник

Называют правила правописания парных согласных и безударных гласных
в слове.
Применяют правила проверки парных согласных и
безударных гласных в
словах.
Подбирают проверочные
слова для правильного
написания слов.
Доказывают правильность
написания парных согласных и безударных гласных
в словах.
Выборочное письмо: читают текст с трудными
словами, напечатанными
по слогам. Записывают
слова на знакомые правила, объяснение их правописания
Повторяют основные правила.
Рассматривают рисунки.
Называют изображенные
предметы.
Записывают слова по памяти

Повторяют основные
Повторяют основные праправила с опорой на
вила.
памятки.
Пишут текст под диктовку
Списывают текст по
по заданной теме.
теме.
Выполняют грамматичеВыполняют грамматиское задание
ческое задание
Раздел 3 Слово- 41 час КР -1 ПР-1 АКР-0 КСП-1
1
Упражняются в подбо- Различают названия предре названия предмета,
метов, действий и признадействия и признака
ков предмета по значению
предмета по значению
и по вопросам.
и по вопросам.
Упражняются в подборе
Составляют и записыназвания предмета, дейвают предложения по
ствия и признака предмета
вопросам с помощью
по значению и по вопроучителя
сам.
Правильно употребляют

62

Названия
предметов.
Различение
названий
предметов по
вопросам:
«Кто?», «Что?»

1

63

Различение
названий
предметов по
вопросам «Кого?», «Чего?»
Различение
названий
предметов по
вопросам «Кого?», «Чего?»

1

Различение
названий
предметов по
вопросам «Кому?», «Чему?»
Различение
названий
предметов по
вопросам «Кому?», «Чему?»

1

64

65

66

1

1

слова-названия предметов,
действий, признаков в
связи друг с другом.
Составляют и записывают
предложения по вопросам
Знакомство со словарЗнакомство со словарным
ным словом «лягушка», словом «лягушка», ставят
ставят ударения, укаударения, указывают козывают количества сло- личества слогов, выделягов, выделяют трудную ют трудную букву.
букву с помощью учиСоставляют предложение
теля.
с данным словом.
Составляют предложе- Называют предметы,
ние с данным словом с изображенные на картинопорой на картинки.
ках.
Называют предметы,
Ставят вопрос к слову
изображенные на кар(предмету).
тинках.
Выделяют в предложении
Ставят вопрос к слову
названия предметов по
(предмету).
вопросам: «Кто?», «Что?»
Различают названия
Составляют и записывают
предметов по вопросам: предложения с данными
«Кто?», «Что?»
словами. Подбирают к
обобщающим словам конкретные называния,
вставляют пропущенные
вопросы и слова. Читают
и записывают стихотворение, подчеркивают название предметов
Называют предметы,
Различают названия предизображенные на карметов по вопросам «Котинках.
го?», «Чего?»
Ставят вопрос к слову
Выделяют в предложении
(предмету).
названия предметов, данРазличают названия
ные в разных формах.
предметов по вопросам Упражняются в постанов«Кого?», «Чего?»
ке вопросов к словам, обоСоставляют и записызначающим предметы.
вают предложения с
Составляют и записывают
данными словами по
предложения по вопросам,
картинкам
с изменением формы слова
Называют предметы,
Различают названия предизображенные на карметов по вопросам «Кого?
тинках.
Чего?»
Ставят вопрос к слову
Выделяют в предложении
(предмету).
названия предметов, данРазличают названия
ные в разных формах.
предметов по вопросам Упражняются в постанов«Кому?», «Чему?»
ке вопросов к словам, обоСоставляют и записызначающим предметы.
вают предложения с
Составляют и записывают
данными словами по
предложения по вопросам,

картинкам
67

68

Различение
названий
предметов по
вопросам
«Кем?»,
«Чем?»
Различение
названий
предметов по
вопросам
«Кем?»,
«Чем?»

1

1

Различение
названий
предметов по
вопросам
«О ком?», «О
чем?»
Различение
названий
предметов по
вопросам
«О ком?», «О
чем?»

1

Выделение
названий
предметов в
предложении
Выделение
названий
предметов в
предложении

1

73

Имена собственные.
Большая буква
в именах, отчествах, фамилиях людей и
кличках животных

1

74

Большая буква
в названиях
городов, сѐл,
деревень, улиц

1

69

70

71

72

1

1

Называют предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают названия
предметов по вопросам
«Кем?», «Чем?»
Составляют и записывают предложения с
данными словами по
картинкам
Называют предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Различают названия
предметов по вопросам
«О ком?», «О чем?»
Составляют и записывают предложения с
данными словами по
картинкам
Выделяют название
предмета из предложения независимо от
формы слова.
Записывают предложения с опорой на картинки

Повторяют правило
написания имен, отчеств, фамилий и кличек животных с опорой
на памятку.
Находят имена собственные.
Записывают предложения с именами собственными после предварительного разбора
Повторяют правило
написания большой
буквы в названиях городов, сѐл, деревень,

с изменением формы слова
Различают названия предметов по вопросам
«Кем?», «Чем?»
Выделяют в предложении
названия предметов, данные в разных формах.
Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Составляют и записывают
предложения по вопросам,
с изменением формы слова
Различают названия предметов по вопросам
«О ком?», «О чем?»
Выделяют в предложении
названия предметов, данные в разных формах.
Упражняются в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Составляют и записывают
предложения по вопросам,
с изменением формы слова
Выделяют название предмета из предложения
независимо от формы слова.
Упражняются в правильном применении названия
предметов в речи в различных формах в зависимости от связи с другими
словами в предложениях.
Записывают предложения
Повторяют правило написания с большой буквы
имен, фамилий и кличек
животных.
Находят имена собственные и объясняют их написание.
Записывают предложения
с именами собственными
Называют правило написания большой буквы в
названиях городов, сѐл,
деревень, улиц.

улиц с опорой на памятку.
Подбирают названия
деревень и сел.
Составляют и записывают предложения с
помощью учителя

75

Большая буква
в названиях
городов, сѐл,
деревень, улиц

1

76

Названия
предметов. Закрепление знаний
Названия
предметов. Закрепление знаний

1

78

Контрольный
диктант по теме: «Названия
предметов»

1

79

Названия признаков.
Определение
признаков
предмета по
вопросам «Какой? какая?
какое? какие?»

1

77

1

Пишут с большой буквы названия городов,
сѐл, деревень, улиц.
Составляют и записывают предложения после предварительного
разбора.
Вставляют пропущенные буквы в слова с
помощью учителя
Называют предметы,
изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову
(предмету).
Записывают предложения по вопросам после
предварительного разбора
Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Списывают текст по
теме.
Выполняют грамматическое задания:
находят и подчеркивают в предложении слова, которые обозначают
название предметов по
наводящим вопросам.
Выполняют звукобуквенного анализ слов
с помощью учителя.
Осуществляют самоконтроль
Находят слова признаки предмета.
Ставят вопрос к словам, обозначающим
признаки предмета с
опорой на памятку.
Подбирают и записывают слова-признаки к

Упражняются в различении похожих названий
предметов и имен собственных (молодые петушки – деревня Петушки).
Составляют и записывают
предложения, выделяя
большую букву в названиях городов, сѐл, улиц
Различают похожие
названия предметов и
имен собственных.
Составляют и записывают
предложения, выделяя
большую букву в названиях городов, сѐл, улиц.
Вставляют пропущенные
буквы в слова самостоятельно
Различают похожие
названия предметов и
имена собственные.
Составляют и записывают
предложения по вопросам,
с изменением формы слова
Повторяют основные правила.
Пишут текст под диктовку
по заданной теме.
Выполняют грамматическое задания:
находят и подчеркивают в
предложении слова, которые обозначают название
предметов.
Выполняют звукобуквенного анализ слов с
помощью учителя.
Осуществляют самоконтроль
Находят слова признаки
предмета.
Определяют признаки по
вопросам «Какой? какая?
какое? какие?»
Ставят вопрос к словам,
обозначающим признаки
предмета.

названиям предметов с
помощью учителя
80

Постановка
вопросов к
названиям
признаков
предмета

1

81

Постановка
вопросов к
названиям
признаков
предмета

1

82

Различение
признаков,
обозначающих
цвет, форму,
величину, материал, вкус
предмета
Различение
признаков,
обозначающих
цвет, форму,
величину, материал, вкус
предмета

1

83

1

Подбирают и записывают
слова-признаки к названиям предметов
Называют признаки
Называют признаки предпредмета с опорой на
мета.
картинку.
Подбирают названия приПодбирают названия
знаков к выделенным
признаков к выделенназваниям предметов.
ным названиям предме- Находят в тексте названия
тов с опорой на вопрос. предметов и их признаков,
Находят в тексте назва- ставят вопросы к названиния предметов и их
ям признаков.
признаков, ставят воСоставляют предложения
просы к названиям при- по предметным картинкам
знаков с опорой на кар- по образцу
тинки.
Составляют предложения по предметным
картинкам с помощью
учителя
Называют предмет по
Называют предмет по его
его признакам.
признакам.
Ставят вопросы к
Ставят вопросы к названазваниям признаков
ниям признаков предмета.
предмета с использова- Подбирают признаки,
нием опорных слов.
противоположные по знаПодбирают признаки,
чению, записывают данпротивоположные по
ные слова парами.
значению, записывают Находят и выписывают из
данные слова парами с текста названия предметов
помощью учителя.
и их признаков
Составляют предложе- Составляют предложения
ния по предметным
по предметным картинкам
картинкам с помощью
по образцу
учителя
Знакомятся со словарЗнакомятся со словарным
ным словом: костюм,
словом: костюм, ставят
ставят ударения, укаударения, указывают козывают количества сло- личества слогов, выделягов, выделяют трудную ют трудную букву.
букву с помощью учиСоставляют предложение
теля.
с данным словом.
Составляют предложе- Называют признаки предние с данным словом
мета (цвет, форму, велипо опорным картинкам. чину, материал, вкус).
Называют признаки
Угадывают предмет по его
предмета (цвет, форму, признакам.
величину, материал,
Сравнивают предметы по
вкус) с опорой на карвеличине, подбирают притинку.
знаки предметов, протиСравнивают предметы
воположные по смыслу
по величине, подбираСписывают предложения
ют признаки предмес печатного текста со
тов, противоположные вставкой слова, обознача-

Подбор слов,
обозначающих
ряд признаков
одного предмета
Подбор слов,
обозначающих
ряд признаков
одного предмета

1

86

Определение
предмета по
его признакам

1

87

Различение
названий
предметов,
действий, признаков

1

84

85

1

по смыслу с опорой на
картинки.
Списывают предложения с печатного текста
со вставкой слова, обозначающего признак
предмета после предварительного разбора
Знакомятся со словарным словом «магазин»,
ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Подбирают признаки к
предмету с опорой на
картинку.
Различают названия
признаков по вопросам.
Подбирают и записывают признаки одного
предмета
Называют предмет по
его признакам с помощью наводящих вопросов.
Записывают текст, обозначают названия
предметов и их признаки по образцу

ющего признак предмета

Знакомятся со словарным словом «метро»,
ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Называют предметы по
признакам.
Называют признаки
предмета.
Называют действие
предмета.
Ставят вопросы к словам-признакам и действиям от слов-

Знакомятся со словарным
словом «метро», ставят
ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву я.
Составляют предложение
с данным словом.
Называют предмет по
признакам.
Называют признаки предмета.
Называют действие предмета.
Различают названия предметов, действий, признаков предмета.
Упражняются в постановке вопросов к словампризнакам и действиям от

Знакомятся со словарным
словом «магазин», ставят
ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Называют признаки предмета и предмет по его
признакам.
Различают названия признаков по вопросам.
Подбирают и записывают
слова, обозначающие ряд
признаков одного предмета
Называют предмет по его
признакам.
Различают предметы по
их признакам.
Записывают текст, обозначают названия предметов и их признаки

Постановка
вопросов к
словам в предложении
Постановка
вопросов к
словам в предложении
Распространение предложений словами,
обозначающими признаки
предмета

1

91

Распространение предложений словами,
обозначающими предметы и
признаки
предмета, по
вопросам

1

92

Контрольное
списывание по
теме: «Названия признаков»

1

88

89

90

1

1

предметов с помощью
учителя.
Выписывают из предложения названия
предметов, их действий
и признаков после
предварительного разбора
Находят в предложении
названия предметов,
действий и признаков
по образцу.
Ставят вопрос к словам- предметам, действиям и признакам с
помощью учителя
Закрепляют правило
оформления предложения с опорой на памятку.
Читают предложения,
подбирают названия
признаков к выделенным названиям предметов с опорой на картинки.
Распространяют и записывают предложения
подходящими по смыслу словами, обозначающими признак предмета, с помощью учителя
Повторяют правило
оформления предложения.
Находят в предложении
слова-признаки предмета.
Распространяют и записывают предложения
подходящими по смыслу словами, по вопросу
с помощью учителя.

слов-предметов.
Выписывают из предложения и текста названия
предметов, их действий и
признаков

Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Списывают текст по
теме с письменного варианта.
Находят и подчеркивают в предложении слова, которые обозначают

Повторяют основные правила.
Списывают текст с печатного варианта.
Находят и подчеркивают в
предложении слова, которые обозначают название
и признак предметов. Выполняют звуко-

Находят в предложении и
тексте названия предметов, действий и признаков.
Ставят вопрос к словампредметам, действиям и
признакам
Называют правила
оформления предложения.
Читают предложения,
подбирают названия признаков к выделенным
названиям предметов.
Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими
предметы и признаки
предмета, по вопросам

Называют правила
оформления предложения.
Распространяют и записывают предложения подходящими по смыслу словами, обозначающими
предметы и признаки
предмета, по вопросам.
Выписывают из текста
названия предметов и их
признаков

93

Предлоги.
Предлоги ПО,
К, ОТ, НАД,
ПОД, О, В, НА
со словами

1

94

Предлог ИЗ со
словами

1

95

Предлог ЗА со
словами

1

96

Предлог БЕЗ

1

название и признак
предметов по наводящим вопросам
Знакомятся с новыми
предлогами.
Выделяют предлоги
ПО, К, ОТ, НАД, ПОД,
О, В, НА из предложения с помощью учителя.
Упражняются в правописании предлогов на
письме.
Записывают сочетания
слов с пропущенными
предлогами.
Читают и записывают
предложения с подбором подходящего по
смыслу предлога с помощью учителя.
Изменяют формы слова
в предложении по картинкам
Упражняются в правильном использовании
предлога ИЗ в речи при
построении предложений с опорой на картинки.
Находят и выделяют
предлог ИЗ в предложении.
Составляют и записывают предложения по
вопросу «Из чего?» после предварительного
разбора

буквенного анализ слов

Упражняются в правильном использовании
предлога ЗА в речи при
построении предложений с опорой на картинки.
Находят и выделяют
предлог ЗА в предложении.
Составляют и записывают предложения с
предлогом ЗА после
предварительного разбора
Знакомятся со словар-

Упражняются в правильном использовании предлога ЗА в речи при построении предложений.
Находят и выделяют
предлог ЗА в тексте.
Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении.
Составляют и записывают
предложения с предлогом
ЗА

Знакомятся с новыми
предлогами.
Выделяют предлоги ПО,
К, ОТ, НАД, ПОД, О, В,
НА из предложения.
Закрепляют правило правописания предлогов на
письме
Записывают сочетания
слов с пропущенными
предлогами, составляют
предложения со словосочетаниями.
Читают и записывают
предложения с подбором
подходящего по смыслу
предлога.
Изменяют формы слова в
предложении в зависимости от предлога
Упражняются в правильном использовании предлога: ИЗ в речи при построении предложений.
Находят и выделяют
предлог ИЗ в тексте.
Составляют и записывают
предложения по вопросу
«Из чего?»
Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении

Знакомятся со словарным

со словами

ным словом: билет,
ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Упражняются в правильном использовании
предлога БЕЗ в речи
при построении предложений.
Находят предлог БЕЗ в
предложении

словом: билет, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют
трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Упражняются в правильном использовании предлога БЕЗ в речи при построении предложений.
Находят предлог БЕЗ в
тексте.
Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении

97

Предлог ДО со
словами

1

Упражняются в правильном использовании
предлога ДО в речи при
построении предложений.
Находят предлог ДО в
предложении.
Составляют и записывают предложения по
вопросу
«До чего?» после предварительного разбора

Упражняются в правильном использовании предлога: ДО в речи при построении предложений.
Находят предлог ДО в
тексте.
Составляют и записывают
предложения по вопросу
«До чего?»
Подбирают нужный
предлог для связи слов в
словосочетании или предложении

98

Предлог ПРО
со словами

1

Упражняются в правильном использовании
предлога ПРО в речи
при построении предложений.
Находят предлог ПРО в
предложении.
Составляют и записывают предложения по
вопросу про что? про
кого? после предварительного разбора

99

Предлоги.
Закрепление
знаний

1

Знакомятся со словарным словом: шѐл, ставят ударения, указывают количества слогов,
выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.

Упражняются в правильном использовании предлога: ПРО в речи при построении предложений.
Находят предлог ПРО в
тексте.
Составляют и записывают
предложения по вопросу
про что? про кого?
Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении
Знакомятся со словарным
словом: шѐл, ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют
трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Упражняются в правильном использовании предлоги в речи при построе-

Упражняются в правильном использовании
предлогов в речи при
построении предложений.
Находят и выделяют
предлоги в предложении.
Изменяют форму слова
по образцу.
Составляют предложения с получившимся
словосочетанием по
картинкам.
Вставляют в текст пропущенные предлоги
после предварительного разбора.
Записывают предложения

10
0

10
1

10
2

Предлоги.
Закрепление
знаний.

нии предложений.
Находят и выделяют
предлоги в тексте.
Подбирают нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении и записывают их.
Изменяют форму слова по
образцу.
Составляют предложения
с получившимся словосочетанием по картинкам.
Вставляют в текст пропущенные предлоги после
предварительного разбора.
Записывают предложения

Упражняются в праУпражняются в правильвильном использовании ном использовании предпредлогов в речи при
логи в речи при построепостроении предложении предложений.
ний.
Находят и выделяют
Находят и выделяют
предлоги в тексте.
предлоги в предложеПодбирают нужный преднии.
лог для связи слов в слоИзменяют форму слова восочетании или предлопо образцу.
жении и записывают их.
Составляют предложе- Изменяют форму слова по
ния с получившимся
образцу.
словосочетанием по
Составляют предложения
картинкам.
с получившимся словосоВставляют в текст про- четанием по картинкам.
пущенные предлоги
Вставляют в текст пропупосле предварительно- щенные предлоги после
го разбора.
предварительного разбора.
Записывают предложе- Записывают предложения
ния
Проверочная
1
Повторяют основные
Повторяют основные праработа по теме:
правила с опорой на
вила.
«Предлоги»
памятки.
Выполняют тестовые заВыполняют тестовые
дания
задания с опорой на
памятки
Раздел 4 Предложение- 16 часов КР-0 ПР-0 АКР -1
Выделение
1
Повторяют и закрепля- Повторяют и закрепляют
предложения
ют правило о порядке и правило о порядке и связи
из текста
связи слов в предложе- слов в предложении.
нии с опорой на памят- Выделяют из текста предку.
ложение на заданную те1

Подбирают предложения к картинкам и записывают их с помощью учителя.

10
3
10
4

10
5
10
6

10
7

Деление текста
на предложения
Деление текста
на предложения

1

Завершение
начатого предложения
Завершение
начатого предложения

1

Порядок слов в
предложении

1

Знакомятся со словарным словом «вокзал»,
ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Делят текст на предложения после предварительного разбора.
Определяют с помощью учителя границы
предложения.
Списывают предложение с комментированием правил записи
Знакомятся со словарным словом «аптека»,
ставят ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Заканчивают предложения по смыслу с
опорой на картинки.
Вставляют в слова пропущенные буквы и записывают предложение
с помощью учителя
Расставляют порядок
слов в предложении с
помощью наводящих
вопросов.
Находят и записывают
предложения с нарушенным порядком слов
с помощью учителя.

му.
Правильно оформляют
предложение.
Подбирают предложения
к картинкам и записывают
их, подчеркивают в них
названия предметов.
Составляют текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки
Знакомятся со словарным
словом «вокзал», ставят
ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Выделяют предложение из
текста.
Делят текст на предложения.
Определяют границы
предложения.
Записывают предложения
с комментированием правил записи предложения

Знакомятся со словарным
словом «аптека», ставят
ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Заканчивают предложения
по смыслу.
Вставляют в слова пропущенные буквы и записывают предложение

Расставляют порядок слов
в предложении.
Находят и записывают
предложения с нарушенным порядком слов.
Комментированное письмо:
пишут предложение с со-

10
8

Порядок слов в
предложении

1

10
9

Связь слов в
предложении

1

11
0

Связь слов в
предложении

1

Комментированное
письмо: списывают
предложения с соблюдением правил записи
после предварительного разбора
Знакомятся со словарным словом «квартира», ставят ударения,
указывают количества
слогов, выделяют трудную букву с помощью
учителя.
Составляют предложение с данным словом
по опорным картинкам.
Составляют и записывают предложения по
сюжетным картинкам.
Восстанавливают
нарушенный порядок
слов в предложении с
помощью наводящих
вопросов.
Записывают предложения после предварительного разбора
Знакомятся с правилами о связи слов в предложении с опорой на
памятку.
Составляют и записывают предложения из
отдельных слов с помощью учителя

блюдением правил записи

Устанавливают связь
между словами в предложении с помощью
учителя.
Составляют и записывают предложения из
отдельных слов, по картинкам.
С помощью учителя
ставят вопросы к словам в предложении.
Письмо по памяти: читают стихотворение,
объясняют написание
выделенных букв в словах с опорой на памятку.

Связывают слова в предложении, изменяя
форму слов.
Составляют и записывают
предложения из отдельных слов, по картинкам,
по вопросам.
Самостоятельно ставят
вопросы к словам в предложении
Письмо по памяти: читают
стихотворение, объясняют
написание выделенных
букв в словах и записывают в тетрадь.
Осуществляют проверку,
находят ошибки и исправ-

Знакомятся со словарным
словом «квартира», ставят
ударения, указывают количества слогов, выделяют трудную букву.
Составляют предложение
с данным словом.
Составляют и записывают
предложения.
Выделяют предложение из
текста.
Делят текст на предложения.
Восстанавливают нарушенный порядок слов в
предложении и записывают предложение с соблюдением правил записи

Запоминают правила о
связи слов в предложении.
Изменяют слова по смыслу так, чтобы получилось
предложение и записывают его.
Читают и записывают
предложения с изменением слов

11
1

11
2

11
13
11
4

11
5
11
6

11
7

Предложения
разные по интонации.
Вопросительные предложения
Предложения
разные по интонации.
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Восклицательные предложения

1

Разные по интонации предложения
Разные по интонации предложения

1

Административная годовая
контрольная
работа (диктант и грамматическое задание)

1

1

1

1

1

Записывают по памяти
слова с выделенной
буквой

ляют их

Упражняются в выразительном чтении предложений с вопросительным знаком на
конце.
Находят в тексте вопросительные предложения
по интонации с помощью учителя и записывают их

Выразительно читают
предложения с вопросительным знаком на конце.
Находят в тексте вопросительные предложения по
цели высказывания и по
интонации.
Составляют предложения
из разрозненных слов,
данных в нужной форме.
Записывают предложения
с вопросительным знаком
Выразительно читают
предложения с восклицательным знаком на конце.
Находят в тексте восклицательные предложения
по цели высказывания и
по интонации.
Составляют предложения
из разрозненных слов,
данных в нужной форме.
Записывают предложения
с восклицательным знаком
Выразительно читают
предложения.
Ставят знаки препинания
в конце предложений в
зависимости от интонационной окраски.
Сравнивают и выделяют
видимые признаки
(восклицания или вопросительные слова в начале
предложений, знаки препинания в конце предложений).
Записывают предложения,
выбирая нужный знак
препинания
Повторяют основные правила.
Пишут текст под диктовку
по заданной теме.
Выполняют грамматического задания: выделяют и
подчеркивают главные
члены в предложении;
находят и выделяют пред-

Упражняются в выразительном чтении предложений с восклицательным знаком на
конце.
Находят в тексте восклицательные предложения по интонации с
помощью учителя и записывают их

Читают предложения с
разной интонацией.
Упражняются в постановке знаков препинания в конце предложения в зависимости от
интонационной окраски
с помощью учителя.
Записывают предложения, выбирая нужный
знак препинания после
предварительного разбора

Повторяют основные
правила с опорой на
памятки.
Списывают текст по
теме.
Выполняют грамматического задания: выделяют и подчеркивают
главные члены в пред-

ложении по наводящим логи.
вопросам; находят и
Осуществляют самоконвыделяют предлоги с
троль
помощью учителя.
Осуществляют самоконтроль
Раздел 5 Повторение- 14 часов КР-0 ПР-0
1
Упражняются в закреп- Правильно пишут гласные
лении правил написаи согласные в слове, исния гласных и согласпользуя изученные праных в слове по памятке. вила.
Вставляют в слова про- Вставляют в слова пропущенные буквы после пущенные буквы с объяспредварительного разнением орфограммы.
бора и записывают их
Записывают слова, подбирая к ним проверочные
слова
1
Упражняются в закреп- Правильно пишут гласные
лении правил написаи согласные в слове, исния гласных и согласпользуя изученные праных в слове по памятвила.
ки.
Вставляют в слова проВставляют в слова про- пущенные буквы с объяспущенные буквы после нением орфограммы.
предварительного разЗаписывают слова, подбора и записывают их
бирая к ним проверочные

118

Правописание
гласных и согласных в
слове

119

Правописание
гласных и согласных в
слове

120

Правописание
гласных и согласных в
слове

1

Упражняются в закреплении правил написания гласных и согласных в слове.
Вставляют в слова пропущенные буквы, подбирая проверочные
слова с помощью учителя

121

Правописание
гласных и согласных в
слове

1

Упражняются в закреплении правил написания гласных и согласных в слове.
Вставляют в слова пропущенные буквы, подбирая проверочные
слова с помощью учителя

122

Правописание
гласных и согласных в
слове

1

Упражняются в закреплении правил написания гласных и согласных в слове.
Вставляют в слова про-

Правильно пишут гласные
и согласные в слове, используя изученные правила.
Вставляют в слова пропущенные буквы с объяснением орфограммы.
Подбирают проверочные
слова, комментируют
свой выбор.
Записывают слова
Правильно пишут гласные
и согласные в слове, используя изученные правила.
Вставляют в слова пропущенные буквы с объяснением орфограммы.
Подбирают проверочные
слова, комментируют
свой выбор.
Записывают слова
Правильно пишут гласные
и согласные в слове, используя изученные правила.
Вставляют в слова про-

пущенные буквы, подбирая проверочные
слова с помощью учителя

123

124

125

126

127

Название
предметов,
действий,
признаков
Название
предметов,
действий,
признаков

1

Название
предметов,
действий,
признаков
Название
предметов,
действий,
признаков

1

Предложение

1

1

1

Находят и выделяют в
предложении слова,
обозначающие названия предметов, действий и признаков
предметов с помощью
наводящих вопросов.
Выбирают нужную
букву при написание
названии предметов и
имен собственных с
помощью учителя.
Подбирают к названиям предметов признаки
и действия с опорой на
картинку.
Записывают словосочетания
Упражняются в нахождении и выделении в
предложении слов, обозначающих названия
предметов, действий и
признаков с порой на
памятку.
Ставят вопросы к словам, обозначающим
названия предметов,
действий и признаков с
помощью учителя.
Составляют предложения, подбирая по смыслу названия предметов,
действий и признаков.
Записывают предложения с соблюдением
правил записи после
предварительного разбора
Повторяют правила
оформления предложений в письменной речи
с опорой на памятку.
Читают предложения
из выделенных слов и
составляют их с помощью учителя.
Записывают предложе-

пущенные буквы с объяснением орфограммы.
Подбирают проверочные
слова, комментируют
свой выбор.
Записывают слова
Находят и выделяют в
предложении и тексте
слова, обозначающие
названия предметов, действий и признаков предметов.
Выбирают нужную букву
при написание названии
предметов и имен собственных.
Подбирают к названиям
предметов признаки и
действия.
Записывают словосочетания и предложения

Находят и выделяют в
предложении и тексте
слова, обозначающие
названия предметов, действий и признаков предметов.
Ставят вопросы к словам,
обозначающим названия
предметов, действий и
признаков.
Составляют предложения,
подбирая по смыслу
названия предметов, действий и признаков.
Распространяют получившиеся предложения.
Записывают предложения
с соблюдением правил
записи
Называют правила
оформления предложений
в письменной речи.
Читают и составляют
предложения из выделенных слов.
Записывают предложения,
располагая слова по порядку

128

Предложение

1

129
130

Предложение
Предложение

1
1

ния, располагая слова
по порядку после предварительного разбора
Закрепляют правила
оформления предложения в письменной речи.
Дополняют предложения словами, подходящими по смыслу с помощью учителя.
Упражняются в составлении и записи предложения по рисунку и
опорным словам.
Записывают предложения после предварительного разбора
Составляют предложения из деформированных слов, данных в
начальной форме с помощью учителя.
Отвечают на вопросы
по сюжетной картине.
Записывают предложения после предварительного разбора.
Письмо по памяти: читают

Резерв Повторение темы
132 Резерв Повторение темы
133 Резерв Повторение темы
134 Резерв Повторение темы
135 Резерв Повторение темы
136 Резерв Повторение темы
Итого по программе - 136 часов КР-2 ПР-2 АКР-2 КСП-2
131

Правильно оформляют
предложения в письменной речи.
Дополняют предложения
словами, подходящими по
смыслу.
Составляют предложения
по рисунку, данному
началу и опорным словам.
Записывают предложения

Составляют и записывают
предложения из деформированных слов, данных в
начальной форме. Отвечают на вопросы по сюжетной картине грамматически правильно
оформленным предложением, записывают его.
Письмо по памяти: читают


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».