Приложение к адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утверждённой приказом директора школы Приказ № 163-ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» пгт. Уральский,2023год Содержание 1 класс Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека. Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер. Содержание разделов 1 класс № Количество Контрольные Название раздела,темы п/п часов работы 1. Неживая природа 12 2. Времена года. Осень 6 3. Живая природа. Растения 12 4. Времена года. Зима 6 5. Живая природа. Животные 8 6. Времена года. Весна 6 7. Живая природа. Человек 11 8. Времена года. Лето 5 Итого: 66 2 класс Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека. Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частичнопоисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Содержание разделов 2 класс № Количество Контрольные Название раздела, темы п/п часов работы 1. Неживая природа. Долгота дня 4 2. Времена года. Осень 4 1 Неживая природа. Вода 4 Времена года. Зима 4 Живая природа. Растения 3 1 Живая природа. Животные 3 Времена года. Весна 4 Живая природа. Человек 4 1 Времена года. Лето 4 1 34 4 Итого: 3 класс Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт. Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. Содержание разделов 3 класс № Количество Контрольные Название раздела п/п часов работы 1. Неживая природа 4 1 2. Времена года. Осень 3 3. Живая природа. Растения 7 1 4. Времена года. Зима 3 1 5. Живая природа. Животные 7 6. Времена года. Весна 3 7. Живая природа. Человек 5 1 8. Времена года. Лето 2 34 4 Итого: 4 класс Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание разделов № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 Название раздела Количество часов Времена года. Осень Живая природа. Растения Времена года. Зима Неживая природа Живая природа. Животные Времена года. Весна Живая природа. Человек Безопасное поведение Времена года. Лето Итого: 3 7 3 4 5 3 4 2 3 34 Контрольные работы 1 1 1 1 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи; проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным. Предметные: Минимальный уровень: иметь первоначальные представления об объектах изучения; узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; относить изученные объекты к определенным группам; прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; приобщать к кормлению зимующих птиц; знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации. Достаточный уровень: иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; знать основные правила гигиены органов чувств; иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. 2 класс Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе. Предметные: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися. 3 класс Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой. Предметные: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц; составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач. 4 класс Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой; осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Предметные: Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; знать правила гигиены тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; выполнять доступные природоохранительные действия; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА», 4 КЛАСС № Тема урока Количество Виды деятельности Электронные урок академических (цифровые) а часов образовательн п./п ые ресурсы Времена года. Осень - 3 часа КР - 1 1 Сезонные 1 Обобщают полученные изменения в знания о влиянии Солнца природе. Осень на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года по иллюстрациям Работают с календарем Рассказывают о чередовании времен года Проговаривают названия месяцев с помощью учителя Называют 3-4 признака осени Работают с текстом об осени Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года Работают с календарем. Рассказывают о чередовании времен года Проговаривают названия месяцев. Называют 4-5 признаков осени Работают с текстом об осени Выполняют задания по учебнику 2 Растения и 1 Сравнивают рисунки животные осенью Находят 1-2 различия Читают 1-2 названия осенних цветов Называют 3-4 овоща по 3 Труд людей осенью Огород 1 рисункам Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы кратко Обобщают представления о жизни растений осенью Читают часть текста Рассматривают рисунки Отгадывают загадки по картинкам Называют 3-4 известных животных по картинкам Сравнивают рисунки Находят 2-3 различия, называют их Проговаривают 2-3 названия осенних цветов. Называют 4-5 овощей Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Обобщают представления о жизни растений осенью Читают текст Рассматривают рисунки Отгадывают загадки Называют 4-5 известных животных по картинкам Читают часть текста Отвечают на вопросы кратко Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 1-2 садовых инструмента по картинке Составляют краткий рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью по картинке Читают текст Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 2-3 садовых инструмента Составляют рассказ о деятельности человека в 4 5 связи с сезонными изменениями в природе осенью Живая природа. Растения - 7 часов КР - 1 Растения. Огород. 1 Показывают объект на рисунке (поле, огород) Перечисляют 1-2 инструмента для перекопки земли по картинке Отвечают на вопросы об овощах кратко Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Показывают и называют объект на рисунке (поле, огород). Перечисляют 2-3 инструмента для перекопки земли в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы об овощах полным предложением Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику Лес. Сад. 1 Рассматривают рисунки Называют 1-2 предмета мебели по картинке Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник Перечисляют 2-3 названия лиственных и хвойных деревьев с помощью учителя. Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) с помощью учителя Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Рассматривают рисунки Называют 2-3 предмета мебели Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, 6 Растения культурные и дикорастущие 1 7 Лекарственные растения 1 липа, акация, орешник Перечисляют 3-4 названия лиственных и хвойных деревьев Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Читают часть текста. Рассматривают рисунок. Сравнивают 1-2 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику. Описывают ягоды клубники. Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учителя. Читают текст. Рассматривают рисунок. Сравнивают 2-3 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику. Описывают ягоды клубники и показывают их на картинке. Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учебника Просматривают видео о лекарственных растениях Читают часть текста Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке) с помощью учителя Отвечают на вопросы кратко Просматривают видео о лекарственных растениях Читают текст Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Отвечают 8 Красная книга 1 9 Парки 1 10 Растения поля 1 на вопросы полным предложением Читают часть рассказа о Красной книге Отвечают на вопросы кратко Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Отвечают на вопросы Читают рассказ о Красной книге Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Дают их описание по внешнему виду Отвечают на вопросы Просматривают видео о парках Читают часть текста Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) по картинке Отвечают на вопросы кратко Называют 1-2 известных парка, расположенных вблизи местожительства Просматривают видео о парках Читают текст Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) Отвечают на вопросы полным предложением Называют 2-3 известных парка Читают часть текста Составляют краткий рассказ об изготовлении продуктов питания из муки с помощью учителя Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания Читают часть текста (работа в поле в разное время года) Беседуют по 11 Зима Признаки зимы рисункам Отгадывают загадки по картинкам Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) по картинке Изготавливают поделки из соломы с помощью учителя Читают текст Составляют рассказ об изготовлении продуктов питания из муки Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания и предложения Читают текст (работа в поле в разное время года) Беседуют по рисункам Отгадывают загадки самостоятельно Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготавливают поделки из соломы Времена года. Зима - 3 часа 1 Называют зимние месяцы по картинкам Называют 3-4 признака зимы и зимних явлений природы по картинкам Рассматривают рисунки Определяют 3-4 признака зимы по картинкам Читают часть рассказа Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о зимних месяцах с опорой на рисунки Называют зимние месяцы Называют 4-5 признаков зимы и зимних явлений природы Рассматривают рисунки Определяют 4-5 признаков зимы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о 12 Растения и животные зимой 1 13 Труд людей зимой 1 зимних месяцах Рассматривают рисунки Читают часть текста Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о жизни растений и животных зимой с помощью наводящих вопросов Рассматривают рисунки Читают текст Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о жизни растений и животных зимой Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы кратко Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд с помощью учителя Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном 14 Неживая природа Почва 15 Песок, глина, перегной поведении зимой: гололёд Неживая природа - 4 часа КР - 1 1 Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши с помощью учителя Читают часть текста о почве Отвечают на вопросы кратко Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы по картинкам Составляют краткий рассказ об обработке земли по картинкам Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши Читают текст о почве Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человек в натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ об обработке земли 1 Рассматривают образцы почвыПоказывают виды почвы на картинке Слушают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. по картинке Выполняют практическую работу с песком и глиной с помощью учителя Читают часть текста Составляют краткий рассказ о глине по картинке Отвечают на вопросы 16 Камни 1 17 Рельеф Горы и равнины 1 краткоРассматривают образцы почвы Показывают виды почвы на картинкеЧитают о простейших свойства почвы, их значение для растенийИзучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. в натуральном виде в естественных условияхВыполняют практическую работу с песком и глиной Читают текстСоставляют рассказ о глинеОтвечают на вопросы полным предложением Читают часть текста. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют краткий рассказ о камнях по картинкам Читают текст. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы полным предложением.Рассматрива ют изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют рассказ о камнях Просматривают видео о горах Находят и показывают на картинке горы и равнины Читают часть текста учебника Отвечают на вопросы кратко Сравнивают горы, холмы находят сходство Срисовывают горы и холмы в рабочую тетрадь Составляют рассказ о нашей местности по картинке Просматривают видео о горах Находят и 18 Домашн ие животны е 19 Птицы называют горы и равнины на картинке Читают текст учебника Отвечают на вопросы полным предложением Сравнивают горы, холмы находят сходство и различия Зарисовывают горы и холмы в рабочей тетрадиСоставляют рассказ о нашей местности Живая природа. Животные - 3 часа 1 Читают часть текста о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных по рисунку Слушают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья по картинкам Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по картинкам Читают текст о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных Читают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья.Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по прочитанному 1 Рассматривают рисунки Называют 3-4 знакомые птицы по картинке Читают часть текста о птицах Отвечают на вопросы кратко Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка 20 Дикие птицы 21 Весна Растения весной Описывают внешний вид и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Рассматривают рисунки Называют 4-5 знакомых птиц Читают текст о птицах Отвечают на вопросы полным предложением Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид, повадки, заботу о потомстве и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц 1 Читают часть текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние) Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания по картинке Находят на картинке 2-3 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Кратко рассказывают о птицах с помощью учителя Читают текст о водоплавающих птицах (дикие и домашние), Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания Находят на картинке 3-4 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Рассказывают о птицах Времена года. Весна - 3 часа 1 Просматривают видео о признаках весны Определяют 3-4 признака весны по рисункам Наблюдают за погодой Читают часть рассказа о весне Определяют названия месяца по рисунку 22 Животные весной 1 23 Труд людей весной 1 Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка по картинке Высевают семена и наблюдают за всходами Просматривают видео о признаках весны Определяют 4-5 признака весны Наблюдают за погодой Читают рассказ о весне Определяют названия месяца Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка в натуральном виде в естественных условиях Высевают семена и ухаживают за всходами Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают представления о жизни животных весной по картинкам Составляют краткий рассказ по рисункам Срисовывают муравейник в тетрадь Называют 2-3 детенышей животных по картинке Читают рассказ Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают и закрепляют представления о жизни животных весной Составляют рассказ Рисуют муравейник в тетради Называют 3-4 детенышей животных Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы кратко Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы по картинкам Читают часть стихотворения о весне 26 Человек Мозг человека 27 Режим дня Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам и с помощью наводящих вопросов учителя Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы Читают стихотворение о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам Живая природа. Человек – 4 часа 1 Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы кратко Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают неправильное поведение по картинке Читают правила профилактики травм головного мозга Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают и объясняют неправильное поведение Проговаривают правила профилактики травм головного мозга 1 Рассматривают схемы Называют части суток по картинке Закрепляют знания о режиме дня Читают часть текста о режиме дня Отвечают на вопросы кратко Составляют рассказ о часах Рассказывают о правильном чередовании труда и отдыха с помощью 28 29 Охрана природы Зоопарки 1 1 наводящих вопросов Рассматривают схемы Называют части суток Закрепляют знания о режиме дня Читают текст о режиме дня Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о разнообразии часов Рассказывают о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха по картинкам Читают часть текста Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Отвечают на вопросы кратко Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнивают рисунки Отвечают на вопросы полным предложением Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Читают часть текста Рассматривают картинки Называют 3-4 известных животных по картинкам Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах с помощью учителя Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания Читают 30 31 текст Рассматривают картинки Называют 4-5 известных животных Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах по картинкам Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания и предложения Безопасное поведение – 2 часа КР - 1 Безопасное 1 Читают часть текста поведение дома и в Рассматривают рисунки школе Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе по картинкам Читают часть стихотворение Читают и запоминают телефоны экстренных служб Читают текст Рассматривают рисунки Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе Читают стихотворение Читают и называют телефоны экстренных служб Правила 1 Читают часть текста о дорожного правилах поведения на движения улице Повторяют ПДД: Транспорт сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте по картинкам Показывают и называют разные транспортные средства на фото Читают часть стихотворения о разных транспортных средствах 32 Лето Растения летом 33 Животные летом Читают текста о правилах поведения на улице Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте Показывают и называют разные транспортные средства Читают стихотворение о разных транспортных средствах Времена года. Лето - 3 часа 1 Рассматривают рисунки Называют 3-4 признака лета по картинкам Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 2-3 дерева по фото Раскрашивают фрукты и цветы по памяти Читают часть стихотворения Составляют рассказ о растениях леса летом по картинкам Обобщают представления о жизни растений летом по картинкам Рассматривают рисунки Называют 4-5 признаков лета Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают рассказ Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 3-4 дерева Зарисовывают фрукты и цветы по памяти Читают стихотворение Составляют рассказ о растениях леса летом Обобщают представления о жизни растений летом по памяти 1 Рассматривают рисунки Находят 3-4 известных 34 Труд людей летом Безопасные летние каникулы 1 Итого по программе- 34 часа КР –4 ПР - 0 животных по картинке Называют 3-4 детенышей животных по картинке Составляют рассказ о звере по картинке Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют представления о жизни животных летом Рассматривают рисунки Находят 4-5 известных животных Называют 3-4 детенышей животных Составляют рассказ о звере по плану Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют и обобщают представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают часть стихотворения Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Срисовывают любимое время года Рассматривают картинки Читают рассказ Отвечают на вопросы Составляют рассказ Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Зарисовывают любимое время года