ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом директора школы Приказ № 162- ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК » пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Язык и культура. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков. Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления. Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Морфология. Морфологические нормы Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа. Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы. Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных. Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения. Орфография. Основные правила орфографии Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение). Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения). Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п. Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия. 11 КЛАСС Общие сведения о языке Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор). Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диванкровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. Функциональная стилистика. Культура речи Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор). Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор). Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор). Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Использовать словообразовательный словарь. Морфология. Морфологические нормы Выполнять морфологический анализ слова. Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике № п / п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС Коли Тема урока личест во ака деми ческих часов Виды деятельности Раздел 1. Общие сведения о языке-5 часов КР-0 ПР- 0 Повторение и обобщеАнализировать неязыковые знаки, 1 ние изученного в 5-9 1 выявлять характерные признаки классах знака. Сравнивать языковые и неязыковые знаки. Выявлять специПовторение в начале 1 2 фику языкового знака по сравнегода. Практикум нию с другими знаками. Выступать Язык как знаковая сисперед аудиторией с докладом; тема. Основные функ1 3 представлять реферат, исследовации языка. тельский проект на лингвистичеЛингвистика как наука скую и другие темы; использовать Взаимосвязь языка и образовательные информационно4 1 культуры коммуникационные инструменты и Русский язык — госуресурсы для решения учебных задарственный язык Росдач. Анализировать текст статьи 68 сийской Федерации. Конституции Российской Федера5 1 Внутренние и внешние ции, ФЗ «О государственном языке функции русского языРоссийской Федерации», ФЗ «О ка языках народов РоссийскойФедеФормы существования рации». Комментировать функции 6 русского национально1 русского языка как государственго языка ного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного их мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ФЗ «О языках народов Российской Федерации» Различать и характеризовать основные признаки литературного языка, просторечия, народных Формы существования говоров, профессиональных разно7 русского национального 1 видностей, жаргона, арго. Выявлять языка. Практикум особенности литературного языка в отличие от других форм существования русского литературного языка. Характеризовать роль русского литературного языка в обществе. Анализировать и оценивать текст с точки зрения уместности использования диалектной лексики, профессионализмов с точки зрения этич- Электрон ные цифровые образовательные ресурсы ности употребления просторечных слов и выражений, жаргона. Использовать знания о формах существования русского национального языка в речевой практике Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи -5 часов КР- 0 ПР0 Характеризовать единицы разных Библиотека Язык как система. Едиуровней языка в предъявленном ЦОК 8 ницы и уровни языка, 1 тексте, приводить примеры взаимо- https://m.edsoo. их связи и отношения связи между ними. Характеризо- ru/fbaad004 вать понятие культуры речи и соот- Библиотека ветствующий раздел лингвистики. ЦОК Культура речи как раз9 1 Различать виды норм русского ли- https://m.edsoo. дел лингвистики тературного языка, приводить со- ru/fbaacd7a ответствующие примеры. Анализи- Библиотека Языковая норма, её осровать и характеризовать устный и ЦОК новные признаки и 10 1 письменный текст с точки зрения https://m.edsoo. функции. Виды уместности, точности, ясности, вы- ru/fbaacef6 языковых норм разительности речи, с точки зрения Качества хорошей ресоблюдения этических норм. Исчи: коммуникативная пользовать синонимические ресурцелесообразность, умесы русского языка для более точно11 1 стность, точность, ясго выражения мысли и усиления ность, выразительность выразительности речи. Осуществречи лять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в со- Библиотека Основные виды ответствии со сферами и ситуация- ЦОК 12 1 словарей https://m.edsoo. ми речевого общения Использовать основные лингвисти- ru/fbaae0ee ческие словари и справочники в учебной деятельности. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Оценивать и корректировать высказывания с точки зрения соблюдения основных произносительных и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы-3 часа КР- 0 ПР- 0 Фонетика и орфоэпия Характеризовать единицы разных как разделы лингвистиуровней языка в предъявленном Библиотека ки. Изобразительнотексте, приводить примеры взаимо- ЦОК 13 1 выразительные средстсвязи между ними. Характеризовать https://m.edsoo. ва фонетики (повторепонятие культуры речи и соответст- ru/fbaad112 ние, обобщение) вующий раздел лингвистики. Различать виды норм русского литера- Библиотека Орфоэпические (произтурного языка, приводить соответ- ЦОК 14 носительные и акцен1 ствующие примеры. Анализировать https://m.edsoo. тологические) нормы и характеризовать устный и пись- ru/fbaad220 менный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические реОрфоэпические (произсурсы русского языка для более носительные и акцен15 1 точного выражения мысли и усилетологические) нормы. ния выразительности речи. ОсущеПрактикум ствлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Использовать основные лингвистические словари и справочники в учебной деятельности. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Оценивать и корректировать высказывания с точки зрения соблюдения основных произносительных и акцентологических норм современного русского 16 17 18 19 20 21 22 литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы- 8 часов КР-1 ПР- 0 сочинение-1 Лексикология и фраВыполнять лексический анализ сло- Библиотека зеология как разделы ва. Приводить примеры изобрази- ЦОК 1 лингвистики тельно-выразительных средств лек- https://m.edsoo.ru сики. Анализировать и характеризо- /fbaad464 вать текст с точки зрения использоИзобразительнованных в нём изобразительновыразительные средвыразительных средств лексики. Библиотека ства лексики. ОсКомментировать стилистическую ЦОК новные лексические 1 роль использованных в тексте изо- https://m.edsoo.ru нормы современного бразительно-выразительных средств /fbaad6a8 русского литературлексики. Использовать толковый ного языка словарь. Определять лексическое значение слова. Различать многоОсновные лексичезначные слова и омонимы, употреб- Библиотека ские нормы соврелять их в соответствии с лексически- ЦОК менного русского 1 ми значениями. Подбирать синонимы https://m.edsoo.ru литературного языка и антонимы к слову, строить синони- /fbaad57c мические ряды. Выбирать нужное Речевая избыточслово из ряда синонимов. Различать ность как нарушение паронимы, определять их лексичелексической нормы 1 ские значения. Употреблять синони(тавтология, плеомы, антонимы, паронимы в соответназм) ствии с их лексическими значениями. Употреблять слово с учётом его лекРечевая избыточсической сочетаемости. Употреблять ность как нарушение иноязычные слова с учётом коммулексической нормы никативной целесообразности. Ана1 (тавтология, плеолизировать, оценивать и корректироназм). Практикум вать высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм соФункциональновременного русского литературного стилистическая окязыка. Анализировать текст с точки раска слова. Лексика зрения речевой избыточности. Коробщеупотребитель1 ректировать текст с целью устраненая, разговорная и ния плеоназма и тавтологии. Исполькнижная; особеннозовать толковый словарь, словарь сти использования омонимов, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь анНейтральная, высотонимов, словарь паронимов. Разликая, сниженная лекчать слова, соответствующие нормам сика. Эмоциональнолитературного языка (стилистически оценочная окраска нейтральные, книжные, разговорслова. Уместность 1 ные), и слова, не соответствующие использования нормам литературного словоупотэмоциональноребления (просторечные слова, диаоценочной лексики лектизмы, жаргонизмы). Характери- 23 24 25 26 27 Особенности употребления фразеологизмов и крылатых слов зовать слово с точки зрения функционально-стилистической окраски. 1 Анализировать, оценивать и корректировать высказывания с точки зрения использования книжных и разговорных, просторечных слов, диалектизмов и жаргонизмов. Употреблять функционально-стилистически окрашенные слова с учётом речвой ситуации. Использовать толковый словарь, диалектные словари, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Различать устаревшую и новую лексику, высокие (торжественные) и сниженные слова и словосочетания. Анализировать устный и письменный текст с точки зрения уместности использования в Итоговый коннём высокой и сниженной лексики; троль "Лексиколоэмоционально-оценочных слов. гия и фразеология. Употреблять экспрессивно1 Лексические норстилистическую, эмоциональномы". Обучающее оценочную лексику с учётом речевой сочинениеситуации. Использовать толковый рассуждение словарь Определять значения фразеологических оборотов и крылатых слов. Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учётом речевой ситуации. Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Использовать фразеологический словарь, словарь крылатых слов 1 Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы- 3 часа КР- 0 ПР- 0 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Библиотека Основные понятия Выполнять морфемный и словообра- ЦОК 1 морфемики и словозовательный анализ слова. Анализи- https://m.edsoo.ru образования (повторовать и характеризовать высказыва- /fbaad34c рение, обобщение) ния (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употреблеМорфемный и слония аббревиатур. Соблюдать нормы вообразовательный употребления аббревиатур. Испольанализ слова. 1 зовать школьный словообразовательПрактикум ный словарь Словообразовательн ые трудности (обзор) 1 Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы-6 часов КР- 1 ПР- 0 Морфология как Выполнять морфологический анализ Библиотека раздел лингвистики слова. Характеризовать особенности ЦОК 28 (повторение, обоще1 употребления в тексте слов разных https://m.edsoo.ru ние) частей речи, комментировать их сти- /fbaad856 листические функции. АнализироМорфология как вать и характеризовать особенности раздел лингвистики. образования и употребления форм 29 1 Практикум имён существительных. Соблюдать основные нормы употребления имён Морфологические существительных. Анализировать и нормы современного характеризовать особенности образорусского литературвания и употребления форм степеней ного языка. сравнения, краткой формы имени Библиотека Основные нормы прилагательного. Соблюдать основ- ЦОК 30 употребления имён 1 ные нормы употребления имён при- https://m.edsoo.ru существительных, лагательных. Анализировать и харак- /fbaad96e имён теризовать образование и употреблеприлагательных, ние падежных форм количественных, имён числительных порядковых и собирательных числительных. Употреблять имена числиОсновные нормы тельные в соответствии с нормами употребления имён современного русского литературносуществительных, го языка. Анализировать и характе31 имён прилагатель1 ризовать особенности употребления ных, имён числиформы 3-го лица личных местоиметельных. Практикум ний, возвратного местоимения себя.. Употреблять личные местоимения и возвратное местоимение в соответстОсновные нормы вии с нормами современного русскоупотребления место32 1 го литературного языка. Анализироимений, глаголов вать и характеризовать особенности образования и употребления некотоОсновные нормы рых личных форм глагола, возвратупотребления местоных и невозвратных глаголов (в рам33 имений, глаголов. 1 ках изученного). Соблюдать основПрактикум ные нормы употребления некоторых личных форм глагола, возвратных и Итоговый конневозвратных глаголов в соответсттроль "Морфоловии с нормами современного русскогия. Морфологичего литературного языка. Использо34 1 ские нормы". Извать словари грамматических трудложение с творченостей, справочники ским заданием Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии-14 часов КР- 1 ПР- 0 Орфография как разИметь представление о принципах и дел лингвистики разделах русской орфографии. Вы35 (повторение, обоб1 полнять орфографический анализ щение) слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфогра- Библиотека 36 Правописание глас1 ных и согласных в корне 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Правописание гласных и согласных в корне. Практикум Правила правописания слов с разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок. Практикум Правописание суффиксов Правописание суффиксов. Практикум Правописание н и нн в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях Правописание н и нн в словах различных частей речи. Практикум Правописание слов с не и ни (в отрицательных и неопределенных местоимениях, наречиях при двойном отрицании, в восклицательных предложениях с придаточными уступительными) Правописание окон- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 фических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Сравнивать слова с орфограммами в корне. Осуществлять выбор правила, регулирующего верное написание гласных и согласных в корне. Выполнять орфографический анализ слов с орфограммами в корне. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил. Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари Сравнивать слова с разделительными ъ и ь. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание слов с разделительными ъ и ь. Выполнять орфографический анализ слов с разделительными ъ и ь.. Сравнивать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), приставками пре- и при-, буквами ы – и после приставок. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание слов с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), приставками пре- и при-, буквами ы – и после приставок. Выполнять орфографический анализ слов с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), приставками пре- и при-, буквами ы – и после приставок. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий с орфограммой в суффиксах. Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, причастия, наречия с н и нн в суффиксах. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание н и нн в суффиксах имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, наречий. существительных, имён прилагательных, глаголов с безударными окончаниями. Сравнивать примеры слитного, дефисного и раздельного написания сложных имён существительных, имён прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Осущест- ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaae35a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaae53a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaae65c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaae88c Библиотека чаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 46 47 48 Правила правописания безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Практикум Слитное, дефисное и раздельное написание слов Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Практикум влять выбор правила, регулирующего слитное, дефисное и раздельное написание имён существительных, имён прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Применять орфографические правила. Использовать орфографические словари ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaae76a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaaeaee 1 Контрольная работа по теме "Орфо49 1 графия. Основные правила орфографии" Раздел 8. Речь. Речевое общение – 5 часов КР- 0 ПР- 0 Речь как деятельСоздавать устные монологические и ность. Виды речевой диалогические высказывания различ50 деятельности (по1 ных типов и жанров. Употреблять вторение, обобщеязыковые средства с учётом речевой ние) ситуации (объём устных монологических высказываний – не менее 100 Речевое общение и слов; объём диалогического выскаего виды. Основные зывания – не менее 7–8 реплик)1 . сферы речевого об51 1 Выступать перед аудиторией с докщения. Речевая силадом; представлять реферат, исслетуация и её комподовательский проект на лингвистичененты скую и другие темы. Использовать Речевой этикет. 52 1 образовательные информационноОсновные функции коммуникационные инструменты и Публичное выступресурсы для решения учебных задач. 53 ление и его особен1 Использовать различные виды аудиности рования и чтенияв соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных Публичное текстов, включая гипертекст, графи54 выступление. 1 ку, инфографику и другие (объём Практикум текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); объём сочинения – не ме- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaac834 55 56 57 58 59 60 61 62 63 нее 150 словИметь представление о нормах речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения. Учитывать в процессе речевого общения речевую ситуацию. Выбирать речевую тактику и языковые средства с учётом речевой ситуации. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста – 8 часов КР- 2 ПР- 0 Библиотека Текст, его основные ЦОК признаки. Практи1 https://m.edsoo.ru кум /fbaaca5a Логико-смысловые Характеризовать текст с точки зрения отношения между соответствия основным признакам. предложениями в 1 Выявлять способы и средства связи тексте (общее предпредложений и абзацев в тексте. Исставление) пользовать знание признаков текста в Логико-смысловые процессе его создания и корректиотношения между ровкиВыявлять логико-смысловые 1 предложениями в отношения между предложениями в тексте. Практикум тексте. Характеризовать логикосмыИнформативность словые отношения между предложетекста. Виды ин1 ниями в тексте. Корректировать текст формации в тексте с учётом знаний о логико-смысловых Информативность отношениях между предложениями в текста. Виды интекстеАнализировать и комментиро1 формации в тексте. вать основную и дополнительную, Практикум явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимае- Библиотека Информационномых зрительно/ на слух. Использо- ЦОК смысловая перера1 вать разные формы предъявления https://m.edsoo.ru ботка текста. План. информацииОсуществлять информа- /fbaacb72 Тезисы. Конспект ционносмысловую переработку проИнформационночитанного и прослушанного текста. смысловая перера1 Предъявлять информацию текста в ботка текста. Отзыв. форме плана (простого и сложного; Рецензия назывного, вопросного), в форме теИнформационнозисов, конспекта. Создавать реферат смысловая перерана основе одного или нескольких ис1 ботка текста. Рефеточников. Составлять аннотацию, отрат. Аннотация зыв, рецензию Итоговый контроль "Текст. Информационно1 смысловая переработка текста". Сочинение Контрольная 1 итоговая работа Повторение и обобщение изученного в 65 1 10 классе. Культура речи Повторение и обобщение изученного в 66 1 10 классе. Орфография Повторение и обобщение изученного в 67 1 10 классе. Пунктуация Повторение и обоб68 щение изученного в 1 10 классе. Текст ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 чсаов КР- 5 ПР-0 64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaaee5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /fbaaf034 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС № п / п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Количество ака деми ческих часов Виды деятельности Электрон ные цифровые образовательные ресурсы Повторение и обобщение 1 изученного в 10 классе Повторение и обобщение изученного в 10 классе. 1 Практикум Раздел 1. Общие сведения о языке-2 часа КР-1 ПР-0 Культура речи в экологиБиблиотека Выражать в устной и письческом аспекте. Культура ЦОК менной форме отношение к речи как часть здоровой 1 https://m.edsoo. культуре языка Анализироокружающей языковой ru/fbaaf8a4 вать, оценивать и комментисреды ровать уместность/ неуместКультура речи в экологиность употребления разговорческом аспекте. Проблемы ной и просторечной лексики, речевой культуры в со1 сленга, жаргонизмов; оправвременном обществе (обданность/неоправданность щее представление) употребления иноязычных заИтоговый контроль имствований; нарушения ре"Общие сведения об язычевого этикета, этических 1 ке". Сочинение норм в речевом общении . (обучающее) Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы-17 часов КР-1 ПР-0 Библиотека Синтаксис как раздел линВыполнять синтаксический ЦОК гвистики (повторение, 1 анализ словосочетания, проhttps://m.edsoo. обобщение) стого и сложного предложения ru/fbaadc98 Синтаксис как раздел линОпределять изобразительно1 гвистики. Практикум выразительные средства синИзобразительнотаксиса русского языка. Хавыразительные средства 1 рактеризовать особенности синтаксиса употребления в тексте изобраИзобразительнозительно-выразительных выразительные средства 1 средств синтаксиса, комменсинтаксиса. Практикум тировать их стилистические функции Библиотека Синтаксические нормы. Анализировать, характеризоЦОК Порядок слов в предложе1 вать и оценивать высказываhttps://m.edsoo. нии ния с точки зрения основных ru/fbaaddb0 норм согласования сказуемого Основные нормы согласос подлежащим вания сказуемого с под1 Корректировать текст с точки лежащим зрения основных норм соглаОсновные нормы управБиблиотека 1 сования сказуемого с подлеления: правильный выбор ЦОК 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 падежной или предложнопадежной формы управляемого слова. Употребление производных предлогов Основные нормы управления. Практикум Основные нормы употребления однородных членов предложения 1 1 жащим. Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения особенностей употребления однородных членов предложения Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм употребления причастных и деепричастных оборотов Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм построения сложных предложений Корректировать текст с точки зрения основных синтаксических норм. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники https://m.edsoo. ru/fbaafd18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab04e8 Предложения с однородными членами, соединен1 ными двойными союзами. Практикум Основные нормы употребления причастных обо1 ротов Основные нормы употребления деепричастных 1 оборотов Основные нормы употребления причастных и 1 деепричастных оборотов. Практикум Основные нормы построения сложных предложений: сложноподчиненного предложения с с 1 придаточным определительным; придаточным изъяснительным Основные нормы построения сложного пред1 ложения с разными видами связи Основные нормы построения сложных пред1 ложений. Практикум Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. 1 Синтаксические нормы» Контрольная работа по 1 теме "Синтаксис и синтаксические нормы" Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации -17 чаосв КР-1 ПР-0 Пунктуация как раздел Выполнять пунктуационный лингвистики. (повторение, 1 анализ предложения. Соблюобобщение) дать правила пунктуации. Использовать справочники по Правила постановки тире 1 пунктуации между подлежащим и ска- 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 зуемым, выраженными разными частями речи Знаки препинания в предложениях с однородными членами Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами Знаки препинания при обособлении. Практикум Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении Правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум Правила пунктуационного оформления предложений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку тире между подлежащим и сказуемым. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном сложном предложениях. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего оформление предложений с прямой речью, косвенной речью, диалогом, цитатой. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках Библиотека ЦОК 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 с прямой речью, косвенизученного). Соблюдать https://m.edsoo. ной речью, диалогом, циправила пунктуации. ru/fbaaf3ea татой Использовать справочники по пунктуации Повторение правил пунктуационного оформления 1 предложений при передаче чужой речи. Практикум Повторение и обобщение по темам раздела "Пунк1 туация. Основные правила пунктуации" Итоговый контроль "Пунктуация. Основные 1 правила пунктуации". Сочинение Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи 21часа КР-2 ПР-0 Функциональная стилиХарактеризовать классифика- Библиотека стика как раздел лингвисционные признаки выделения ЦОК 1 тики (повторение, обобфункциональных разновидно- https://m.edsoo. щение) стей языка. Анализировать ru/fbab1d48 текст с точки зрения принадлежности к той или иной Библиотека функциональной разновидно- ЦОК Разговорная речь 1 сти языка. Отличать разговор- https://m.edsoo. ную речь от других функцио- ru/fbab202c нальных разновидностей языРазговорная речь. ка. Анализировать и коммен1 Практикум тировать примеры разговорной речи с точки зрения спе- Библиотека Основные жанры разгоцифики использования фоне- ЦОК ворной речи: устный рас1 тических и интонационных https://m.edsoo. сказ, беседа, спор (обзор) особенностей, лексических, ru/fbab21da морфологических, синтаксиОсновные жанры разгоческих средств. Сопоставлять ворной речи: устный раси сравнивать разговорную сказ, беседа, спор. Пракречь с текстами других функ1 тикум циональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических Научный стиль, сфера его особенностей Характеризовать Библиотека использования, назначесодержательные, композици- ЦОК 1 ние онные, языковые особенности https://m.edsoo. устного рассказа, беседы, спо- ru/fbab25c2 Основные подстили ра. Принимать участие в бесе1 научного стиля дах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать устные расОсновные подстили научсказы 1 ного стиля. Практикум Распознавать тексты научного стиля. Анализировать и комОсновные жанры научноментировать научные тексты с го стиля 1 точки зрения специфики ис(обзор) пользования лексических, 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Основные жанры научного стиля. Практикум Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение Основные жанры официально-делового стиля (обзор). Практикум Публицистический стиль, сфера его использования, назначение Публицистический стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стиля Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж Основные жанры публицистического стиля: интервью, очерк Публицистический стиль. Практикум Итоговый контроль "Функциональная стилистика. Культура речи". Сочинение Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей языка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61 Язык художественной литературы. Практикум 1 62 Основные признаки художественной речи 1 63 64 Основные признаки художественной речи. Практикум Контрольная итоговая работа 1 1 морфологических, синтаксических средств. Сравнивать научные тексты с текстами других функциональных стилей, а также с разговорной речью, языком художественной литературы Распознавать тексты научного стиля: монографию, диссертацию, научную статью, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекцию, доклад и другие. Анализировать и комментировать учебно-научные, научно-популярные, научносправочные тексты с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Создавать тексты научного стиля: доклад, реферат. Корректировать собственные тексты научного стиля Распознавать тексты официальноделового стиля. Анализировать и комментировать тексты официально-делового стиля с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Сравнивать тексты официально-делового стиля с текстами других функциональных стилей, а также с разговорной речью, языком художественной литературы Распознавать основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, расписку, заявление, доверенность; автобиографию, характеристику, резюме. Извлекать информацию из текста закона (фрагмент), устава, приказа в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, анализировать и комментировать её. Создавать тексты официальноделового стиля: расписку, автобиографию, характеристику, резюме. Корректировать собственные тексты официальноделового стиля Распознавать основные жанры публицисти- Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab2982 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab2af4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab2c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab2ea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab3026 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab318e Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab1578 ческого стиля: заметку, статью, репортаж, очерк, эссе, Повторение изученного. интервью. Создавать тексты 65 1 Культура речи публицистического стиля (сочинение-рассуждение объёПовторение изученного. мом не менее 150 слов). Кор66 1 Орфография. Пунктуация ректировать собственные тексты публицистического стиля (сочинение-рассуждение объёмом не менее 150 слов) РасПовторение изученного. 67 1 познавать тексты художестТекст венной литературы. Анализировать и комментировать текПовторение изученного. сты художественной литературы с точки зрения использо68 1 Функциональная ванных изобразительностилистика выразительных средств ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 часов КР-5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab0718 Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab360c Библиотека ЦОК https://m.edsoo. ru/fbab333c