РП ООО ОДНКНР 5-6 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора школы,
приказ № 162 – ОД от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно
нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация
ценностей. Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственны ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники
разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в
его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с
их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд.
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал
человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение
проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов
России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма
в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства
для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные
подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека.
Тема 32. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур
народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
—
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
—
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки

научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
—
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов
России, важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и
историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
—
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;

— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
—
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;

— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»—
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; —
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
—
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
—
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;

— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве —
обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего
этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; —
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать
важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
—
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской

Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; —
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
—
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
—
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России
для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Коли
чество
академических
часов

Виды деятельности

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

формировать представление об
особенностях курса «Основы
духовно-нравственной культуры
народов России»;
слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока; вести
самостоятельную работу с
учебником
слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока;
формировать представление о
необходимости и важности
межнационального и
межрелигиозного сотрудничества,
взаимодействия;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

формировать представления о
языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры;
понимать особенности
коммуникативной роли языка;
слушать и анализировать
выступления одноклассников,
отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким
источникам;
формировать представление о
русском языке как языке
межнационального общения;
слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в
практике изучения языка
явления;
формировать представление о том,
что такое культура, об общих
чертах в культуре разных народов;
слушать и понимать объяснения
учителя по теме урока; выполнять
задания на понимание и
разграничение понятий по теме;
формировать представление о
традиционных укладах жизни
разных народов; слушать и
анализировать выступления
одноклассников; работать с
учебником, анализировать
проблемные ситуации;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

1

Зачем изучать
курс «Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»?

1

2

Наш дом —
Россия

1

3

Язык и история

1

4

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей

1

5

Истоки родной
культуры

1

6

Материальная
культура

1

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https://resh.edu. ru/special
course/1
https://learningapps.org

https://resh.edu. ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

7

Духовная
культура

1

формировать представление о
духовной культуре разных
народов; понимать взаимосвязь
между проявлениями
материальной и духовной
культуры; выполнять задания
на понимание и разграничение
понятий по теме;
учиться работать с текстом и
зрительным рядом учебника;
формировать представление о
понятии «религия», понимать и
уметь объяснять, в чём
заключается связь культуры и
религии; слушать объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме.

8

Культура и
религия

1

9

Культура и
образование

1

понимать смысл понятия
https ://resh.edu.ru/special
«образование», уметь объяснять
course/1
важность и необходимость
https://learningapps.org
образования для общества; слушать
объяснения учителя, отбирать и
сравнивать учебные материалы по
теме.

10

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

11

Семья –
хранитель
духовных
ценностей

1

12

Родина начинается с
семьи

1

13

Традиции семейного
воспитания в России

1

отбирать материал по
https ://resh.edu.ru/special
нескольким источникам,
course/1
готовить доклады, работать с
https://learningapps.org
научно-популярной
литературой; слушать
выступления одноклассников;
понимать, что такое семья,
https ://resh.edu.ru/special
формировать представление о
course/1
взаимосвязях между типом
https://learningapps.org
культуры и особенностями
семейного уклада у разных
народов; понимать значение
термина «поколение»; слушать
объяснения учителя, решать
проблемные задачи;
понимать и объяснять, как и почему https ://resh.edu.ru/special
история каждой семьи тесно связана course/1
с историей страны, народа; слушать https://learningapps.org
объяснения учителя, разграничивать
понятия по теме, систематизировать
учебный материал;
понимать и объяснять, что такое
https ://resh.edu.ru/special
традиция, уметь рассказывать о
course/1
традициях своей семьи, семейных https://learningapps.org
традициях своего народа и других
народов России; уметь объяснять и
разграничивать основные понятия
по теме; просматривать и
анализировать учебные фильмы,
работать с раздаточным
материалом;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

14

Образ семьи в
культуре народов
России

1

знать основные фольклорные
сюжеты о семье, семейных
ценностях; знать и понимать
морально-нравственное
значение семьи; работать с
научно-популярной
литературой, просматривать и
анализировать учебные
фильмы, систематизировать
учебный материал;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

15

Труд в истории семьи

1

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

16

Семья в современном
мире (практическое
занятие)

2

17

Личность — общество
— культура

1

18

Духовный мир человека.
Человек — творец
культуры

1

19

Личность и духовнонравственные ценности

1

понимать, что такое «семейный
труд», сознавать и
характеризовать важного
общего семейного труда для
укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя,
самостоятельно работать с
учебником;
понимать, почему важно изучать
и хранить историю своей семьи,
передавать её следующим
поколениям;
готовить доклад, сообщение;
создавать семейное древо;
отбирать и сравнивать материал
из нескольких источников;
знать, что такое гуманизм,
понимать, что делает человека
человеком и какие проявления
людей можно назвать гуманными;
работать с научно-популярной
литературой, уметь разграничивать
понятия
понимать и объяснять значение
слова «человек» в контексте
духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя,
работать с учебником, уметь
понимать и разграничивать
основные понятия по теме;
понимать и объяснять, что такое
мораль и нравственность, любовь к
близким; показывать на примерах
важность таких ценностей как
взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др.;
разграничивать и определять
основные понятия, решать
текстовые задачи, работать с
учебником;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

20

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

1

21

Литература как язык
культуры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

24

Регионы России:
культурное многообразие

1

25

Праздники в культуре
народов России

1

объяснять смысл термина
https ://resh.edu.ru/special
«история», понимать важность
course/1
изучения истории; понимать и
https://learningapps.org
объяснять, что такое
историческая память, как
история каждой семьи связана с
историей страны;
работать с учебником, выделять
и определять основные
понятия, слушать и
анализировать выступления
одноклассников;
понимать особенности литературы, https ://resh.edu.ru/special
её отличия от других видов
course/1
художественного творчества;
https://learningapps.org
объяснять средства выражения
духовного мира человека, его
морали и нравственности в
произведениях литературы;
слушать объяснения учителя,
работать с художественной
литературой, изучать и
анализировать источники;
иметь представление о значении
https ://resh.edu.ru/special
терминов «взаимодействие
course/1
культур», «культурный обмен»;
https://learningapps.org
понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя,
понимать и разграничивать понятия,
отбирать и сравнивать материал по
нескольким источникам;
уметь объяснять значение основных https ://resh.edu.ru/special
понятий, отражающих духовноcourse/1
нравственные ценности;
https://learningapps.org
осознавать их и защищать в
качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества;
слушать объяснения учителя,
работать с учебником (смысловое
чтение);
понимать принципы федеративного https ://resh.edu.ru/special
устройства России, объяснять
course/1
понятие «полиэтничность»;
https://learningapps.org
понимать ценность многообразия
культурных укладов народов
России; уметь рассказывать о
культурном своеобразии своей
малой родины; слушать и
анализировать выступления
одноклассников, работать с
источниками;
понимать и объяснять, что такое
https ://resh.edu.ru/special
«народный праздник»; уметь
course/1
рассказывать о праздничных
https://learningapps.org
традициях разных народов и своей
семьи; понимать и объяснять
нравственный смысл народного
праздника;

Памятники в культуре
народов России

26

Музыкальная культура
народов России

27

Изобразительное
искусство народов
России

28

29
.

Фольклор и литература
народов России

1

1

работать с учебником,
просматривать и анализировать
учебные устанавливать связь между
историей памятника и историей
края; характеризовать памятники
истории и культуры; понимать
нравственный и научный смысл
краеведческой работы; слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать
учебные фильмы;
понимать особенности музыки как
вида искусства; знать и называть
основные темы музыкального
творчества народов России,
понимать, как история народа
отражается в его музыке; слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать
учебные фильмы;

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

1

понимать и объяснять особенности https ://resh.edu.ru/special
изобразительного искусства как
course/1
вида художественного творчества; https://learningapps.org
понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей; знать и
называть основные темы искусства
народов России; слушать
объяснения учителя, работать с
научно-популярной литературой,
просматривать и анализировать
учебные фильмы;

1

понимать, что такое национальная
литература;
объяснять и показывать на
примерах, как произведения
фольклора отражают историю
народа, его духовно-нравственные
ценности;
отбирать и сравнивать материал из
нескольких источников, решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления
одноклассников;
отбирать и сравнивать учебный
материал по нескольким
источникам, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с научно-популярной
литературой;
отбирать и сравнивать несколько
источников, решать текстовые
задачи, слушать и анализировать
выступления одноклассников,
работать с научно-популярной

30

Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие)

1

31

Культурная карта
России (практическое
занятие)

1

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

https ://resh.edu.ru/special
course/1
https://learningapps.org

литературой;
понимать и объяснять значение
https ://resh.edu.ru/special
общих элементов и черт в культуре course/1
разных народов России для
https://learningapps.org
обоснования её культурного,
экономического единства; слушать
объяснения учителя,
систематизировать учебный
материал;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34

32

Единство страны —
залог будущего России

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 КЛАСС
№
п/п

Коли
Виды деятельности
чество
акаде
мичес
ких
часов
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.

Тема урока

Мир культуры: его
структура

1

Культура
России:
многообразие регионов

1

История быта как история
культуры

1

Прогресс: технический и
социальный

1

Образование в культуре
народов России

1

Права и обязанности
человека

1

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
Современный мир: самое
важное
(практическое
занятие)

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

уметь
объяснять
взаимосвязь http://artclassic.edu.ru
материальной культуры с духовнонравственным
состоянием
общества;
работать
с
картой
регионов, http://artclassic.edu.ru
разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя;
понимать и объяснять взаимосвязь www.istorya.ru
хозяйственной деятельности, быта
людей с историей народа, климатом,
географическими условиями его
жизни;
понимать и объяснять, что такое
www.istorya.ru
труд, разделение труда, какова роль
труда в истории и современном
обществе;
понимать и объяснять важность
www.istorya.ru
образования в современном мире и
ценность знаний;
понимать необходимость
http://www.td.gov.ru
соблюдения прав и обязанностей
человека;
понимать и объяснять смысл
http://www.tvspas.ru
понятий «религия», «атеизм» и др.;

подготовить проект (или доклад,
http://www.gumer.info/bo
сообщение); работать с научноgoslov
популярной литературой,
разграничивать и систематизировать
понятия;
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
1

2

Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека
Взросление человека в
культуре народов России

1

Труд делает человека
человеком

1

Подвиг: как узнать героя?

1

понимать и объяснять взаимосвязь
таких понятий, как «свобода»,
ответственность, право и долг;

http://www.tvspas.ru

объяснять важность взаимодействия http://www.lib.ru
человека и общества, негативные
эффекты социальной изоляции;
Религия как источник
1
понимать, какой нравственный
www.hrono.ru
нравственности
потенциал несут традиционные
религии России;
Наука как источник
1
понимать и объяснять смысл
www.hrono.ru
знания о человеке и
понятия «гуманитарное знание»;
человеческом
осознавать, что культура помогает
человеку понимать самого себя;
Этика и нравственность
1 объяснять понятия «добро» и «зло» с www.hrono.ru
как категории духовной
помощью примеров из истории и
культуры
культуры народов России,
соотносить эти понятия с личным
опытом;
Самопознание
1 уметь соотносить понятия «мораль», http://www.gumer.info/bo
(практическое занятие)
«нравственность» с самопознанием goslov
на доступном для возраста детей
уровне;
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.

1

1
Люди в обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемы современного
общества как отражение
его духовнонравственного
самосознания

1

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений

1

Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России
Социальные профессии;
их важность для
сохранения духовнонравственного облика
общества
Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительность как
нравственный долг

1

Выдающиеся учёные

осознавать
важность
труда http://www.gumer.info/bo
объяснять его роль в современном goslov
обществе;
понимать и объяснять отличие
www.hrono.ru
подвига на войне и в мирное время;
понимать и объяснять понятия
http://www.gumer.info/bo
«дружба»,
goslov
«предательство», «честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность»;
http://www.gumer.info/bo
понимать и объяснять понятия
goslov
«бедность»,
«инвалидность»,
«сиротство»;
понимать и объяснять понятия
«милосердие», «взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство»;
понимать и характеризовать понятие
«гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов
России;

http://www.gumer.info/bo
goslov

1

понимать и объяснять, что такое
социальные профессии и почему
выбирать их нужно особенно
ответственно;

http://www.gumer.info/bo
goslov

1

приводить примеры выдающихся
благотворителей в истории и в
современной России;

http://www.gumer.info/bo
goslov

1

понимать и объяснять, что такое

http://www.gumer.info/bo

http://www.gumer.info/bo
goslov

России. Наука как
источник социального и
духовного прогресса
общества
Моя
профессия
(практическое занятие)

наука; приводить имена
выдающихся учёных России;

работать с научно-популярной
литературой, анализировать
несколько источников,
разграничивать понятия;
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.
Гражданин
1 характеризовать понятия «Родина»,
«гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма;
Патриотизм
1 приводить примеры патриотизма в
истории и в современном обществе;
Защита Родины: подвиг
1 приводить примеры военных
или долг?
подвигов; понимать особенности
защиты чести Родины в спорте,
науке, культуре;
Государство. Россия —
1
объяснять понятие «государство»;
наша родина
Гражданская
1 работать с источниками, определять
идентичность
понятия, подготовить практическую
(практическое занятие)
работу;
1 работать с источниками, определять
Моя школа и мой класс
понятия, подготовить практическую
(практическое занятие)
работу;
1 работать с источниками, определять
Человек: какой он?
понятия, подготовить практическую
(практическое занятие)
работу;
Человек и культура
3
работать с источниками,
(проект)
систематизировать понятия,
подготовить проект;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34
.

1

goslov

http://www.gumer.info/bo
goslov

www.hrono.ru

www.hrono.ru
www.hrono.ru

www.hrono.ru
http://ihtik.lib.ru

http://ihtik.lib.ru

http://ihtik.lib.ru

http://ihtik.lib.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».