ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования утверждённой приказом директора школы Приказ №162 -ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» пгт. Уральский, 2023 год Содержание учебного предмета «Основы финансовой грамотности» 8 класс Раздел 1. Банковские услуги Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобильные приложения банков. Раздел 2. Услуги небанковских организаций Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные фонды. Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное банкротство. Защита от кредиторов. Раздел 3. Страховые услуги Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор. 9 класс Раздел 1. Капитал и инвестиции Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений. Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи. Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след. Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные. Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая валюта. Риски цифровых технологий для потребителя. Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав потребителя финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража персональных данных. Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания тем по формированию финансовой культуры в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса «Финансовая культура» распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по организации финансовой грамотности в общеобразовательной школы. Личностные результаты Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы учебного курса «Финансовая культура» для основного общего образования (5—9 классы). Гражданское воспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициямразных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляясобственный опыт и не осуждая других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельно- сти и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперироватьпонятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану <…> небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходеисследования <…>; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, <…> исследования, владеть инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебнойзадачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно. эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуацийи смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний обизучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» (5—9 классы): 1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном финансовом планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и её последствиях; человеческом капитале; роли наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования, страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при использовании цифровых финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг; 2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); 3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых отношений; государственной социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов; способов защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных услуг; 4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план, связанный с конкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей ипрогнозировать сроки их достижения; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и операциях с ними; оценивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать в составлении семейного бюджета; выделять плюсы и минусы использования заёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этой информации; предпринимать меры предосторожности при 3. использовании различных видов денег и операциях с ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг; обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами, обменом валют и др.); 5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым планированием и инвестированием; формированием семейного иличного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления ресурсов и защиты окружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями; 6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и финансовых технологий в современном мире при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении вфинансовые отношения; 7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам, процессам социальной действительности, связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке молодежи; 8) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в сфере финансов; 9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из законодательства Российской Федерации; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; 10) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; 11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; 12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; 13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; 14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); 15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России. 8 класс Осваивать и применять знания о видах страхования; осваивать и применять знания об управлении финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях; микрозаймах; небанковских организациях; определять и аргументировать необходимость получения кредитов; отличия займа от кредита; характеризовать поручительство; рефинансирование; комиссии банков; мобильные приложения банков; устанавливать и объяснять взаимосвязи между банковским вкладом и системой страхования вкладов; инфляцией и платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах; приводить примеры условий депозитов; банковских услуг; банковских операций, в том числе валютных операций; использовать полученные знания о государственных услугах в электронном виде; по подготовке к пенсии; решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять интерес к существующим в цифровой среде инструментам, помогающим осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами; овладеть смысловым чтением финансовых документов, в том числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.); искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; искать и извлекать информацию о цифровом банкинге; анализировать, обобщать, систематизировать информацию по кредитнойистории, видах банков- ских карт и их функциях; принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные,информированные источники до принятия финансовых решений; приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. 9 класс Осваивать и применять знания о видах инвестирования; ценных бумагах; активах и пассивах; видах мошенничества; защите от мошенников; цифровых деньгах; современных финансовых технологиях; решать задачи по безопасным способам инвестирования; противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья; анализировать, обобщать, систематизировать информацию о видах активов и пассивов; роли человеческого капитала в цифровом обществе; потерях и изменении стоимости активов, о вынужденных пассивах; использовать полученные знания при пользовании онлайн-кошельками, выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета; при создании цифрового профиля; при выборе товаров и услуг; использовании торговых роботов; приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; использовать электронные сервисы, предоставляемые государством для достижения финансовых целей; искать и извлекать информацию о мобильных приложениях и интернет-сервисах для финансового планирования; торговых роботах; цифровой валюте; блокчейне и криптовалютах; овладеть смысловым чтением финансовых документов; анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг; выявлять риски, оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; определять и аргументировать риски цифровых технологий для потребителя; определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг; объяснять опасность финансового мошенничества для личного и семейного бюджета; устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями лич- ных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов; приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. Тематическое планирование 8 класс № п/п Тема урока КолВиды деятельности во Электронные цифакаровые образовадемительные ресурсы ческих часов Раздел 1. Банковские услуги – 13 часов. КР-1. Практ.раб.-1 1. 2. 3. 4. Банки 1 Банковские операции Депозиты и вклады 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Кредитование Кредитование Банковские карты Обмен валюты и банковские ячейки 2 Банки и цифровая среда 1 12. Практическая работа по 1 теме «Банковские услуги» Контрольная работа по те1 ме «Банковские услуги» Раздел 2. Не банковские организации и их услуги- 8 часов КР-1. Прак т.раб.-1 Потребитель и заемные 2 Знать о возможностях снижесредства ния рисков, связанных со сберегательными продуктами; Не кредитные финансовые 1 знать о возможностях снижеорганизации и их особенния рисков, связанных с заемности ными средствами Кредитная история 1 Организации на рынке 1 ценных бумаг Защита от кредиторов 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 2 Осуществлять выбор вида вклада, наиболее подходящего для конкретного случая; Сравнивать условия по разным банковским продуктам (по срокам, по доходности, по валюте, по условиям пополнения и снятия); проверять и анализировать выписки с банковского счета; сравнивать целевые и нецелевые кредиты; приоритезировать цели получения и использования заёмных средств. Избегать типичных ошибок при принятии решения об использовании заёмных средств (в том числе при оценке своей способности своевременно осуществлять платежи по займам); Выделять основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость кредита и др.); Оценить наличие финансовой выгоды от досрочного погашения кредита; оценивать возможность и необходимость личного страхования при получении кредита 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Практическая работа по теме «Не банковские организации» Контрольная работа по теме «Не банковские организации и их услуги» 1 1 Знать о существовании рисков, связанных с использованием сберегательных продуктов и займов (кредитов) в валюте. Раздел 3. Страховые услуги 9 часов КР-1. Практ.раб.-1 Страхование и его виды 2 Понимать, в чем смысл страхования, и какие риски с помощью страхования можно снизить; Понимать отличия добровольного страхования от страхования обязательного. Риски и личное страхова2 Знать различные виды страхоние вых продуктов (в том числе страхование имущества, здоУчастники рынка 1 ровья, жизни); страхования и потребители Уметь определять страховой страховых услуг продукт, который требуется в Страхование бизнеса 2 той или иной жизненной ситуации; различать обязательное и добПрактическая работа по ровольное страхование при «Страховые услуги» выборе страхового продукта Контрольная работа по 1 сравнивать страховые продуктеме «Страховые услуги» ты разных страховых компаний и выбирать страховой продукт, подходящий для конкретного случая; быть мотивированным на использование страховых продуктов в различных сферах жизни; критически оценивать необходимость использования страховых продуктов в конкретных жизненных ситуациях; относиться к страховым продуктамкак ценным и значимым, способствующим финансовой стабильности и финансовому благополучию. Проектная деятельность 3 31. 32. 33. 34. Итоговое повторение 1 Общее количество часов 34. КР -3. Практ.раб- 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема урока КолВиды деятельности Электронные во цифровые обраакадемизовательные речессурсы ких часов Раздел 1.Капитал и инвестиции -6 часов КР-1, Практ.раб.-1 Роль капитала в современ1 Рассчитывать доходность отной экономике и финансовом дельных осуществленных благополучии человека операций с различными и Финансовое инвестирование 1 нвестиционными продуктами;выявлять риски, сопутствующие инвестированию деИнвестиции государ1 нег на рынке ценныхбумаг; ства вчеловека определять страховой проАктивы и пассивы 1 дукт, который требуется в той или иной жизненной ситуации; различать обязательное и добровольное страхование при выборе страхового продукта. Практическая работа по теме 1 «Капитал и инвестиции» Контрольная работа по теме К «Капитал и инвестиции» 1 Деньги и их формы в цифровом обществе-6 часов КР-1, Практ.раб.-1 7. Цифровые финансы в жизни человека 8. Онлайн-сервисы 9. Современные цифровыетехнологии и финансы 10. Цифровая гигиена 1 Уметь пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осу1дляфинансовых операций ществления з апланированных действий; 1 предпринимать правомерные действия при обнаружении фальшивых денег; 1 использовать наличный расчет, правильно считать сдачу, заявлять о получении неправильной сдачи; использовать безналичный расчет, уметь обращаться с заявлением о взимании неправильной суммы со счета; проверять чеки и квитанции после совершения покупок и сохранять их на случай, если они понадобятся в будущем; сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; различать российскую и иностраннуювалюту. 12. Практическая работа по теме 1 «Деньги и их формы в цифровом обществе» Контрольная работа по теме 1 «Деньги и их формы в цифровом обществе» Способы защиты от финансового мошенничества- 5 часов КР-1, Практ.раб.-1 13. Защита прав потребителяфинансовых услуг 14. Финансовое мошенничество 15. Защита от мошенников 16. Практическая работа по теме «Способы защиты от финансового мошенничества» Контрольная работа по теме «Способы защиты от финансового мошенничества» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ -17, КР- 3, Практ.раб.-3 11. 17. Определять отличия мошенническихпредложений от подлинныхинвестиционных продуктов; предпринимать меры предосторожностипри использовании различных видовденег и операциях с ними; обладать навыками обеспечения своейфинансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами, банкоматами,обменом валют и др.); распознавать угрозу мошенничества ине совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников; руководствоваться принципамибезопасного использования персональных и иныхконфиденциальных данных; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этойинформации; оценивать достоверность информации всчетах и платежных документах (в т. ч. чеках), коммунальных платежах и т.д.; находить информацию об отзывах пользователей на продукты, которыеявляются целью приобретения; читать финансовые договоры и проверять значение неясных слов или терминов, прежде чем принимать решение об их подписании.