ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом директора Приказ № 162- ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИТМИКА» 1-4 КЛАСС пгт. Уральский, 2023 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИТМИКА» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы «Ритмика» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания во время игр и исполнения танцев; проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам танцевального искусства, традициям и творчеству своего и других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций во время игр, танцевальных упражнений; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: готовность соблюдать правила безопасности во время танцевальных занятий, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, одежды. Ценности научного познания: повышение компетентности в организации танцевальных занятий, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия: Познавательные универсальные учебные действия: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств еѐ осуществления во время организации игр и танцев; умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение находить информацию об истории танца и костюмах в научно-познавательной литературе и с помощью ИКТ источников, оформлять еѐ в виде сообщения; ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в ритмике; выявлять признаки положительного влияния занятий ритмикой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия; моделировать правила безопасного поведения при играх и танцах; формировать умение понимать причины успеха / неуспеха деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности еѐ использования для решения конкретных учебных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной игровой, танцевальной деятельности; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества; вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при организации игр и танцев; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при организации игр и танцев; конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с правилами и условиями игр и танцев; определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата; участие в музыкально-концертной жизни класса, школы; оценивать влияние ритмики на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний); контролировать состояние организма при играх и танцах; предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни; проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. Совместная деятельность: планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; уважать позицию партнѐра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты еѐ разрешения ради общего дела; участвовать в творческой деятельности (разучивать танцы и игры). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; слушать и сравнивать музыкальные произведения, выделять акценты, определять ритмический рисунок, анализировать произведения; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение координировать свои усилия с усилиями других. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИТМИКА» 1-4 КЛАСС № п/п Тема занятия 1 Вводное занятие.Инструктаж. Знакомство с целями, задачами и содержанием 2 Урок-игра «Давайте познакомимся».Танцев альная игра «Один плюс все!» 3 4 5 6 7 Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп) Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии Упражнения на ориентировку. Игра на внимание «Быстро по местам!» Ритмикогимнастические упражнения. Игра «Повтори!» Количес тво академи ческих часов Вид деятельности 1 Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении танцевальных движений и играх Беседа 1 Знакомство с правилами игры Игра 1 1 1 Определение действий таких как: хлопки, выстукивания, притопы, их виды Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне. Развить музыкальный слух Форма проведения занятий Ритмичное исполнение различных мелодий Беседа, упражнения под музыку Игра 1 Строиться в круг, колонну, шеренгу Игра 1 Общеразвива ющие упражнения, наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами, руками Упражнения под музыку, игра Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы 8 Ритмикогимнастические упражнения. Игра «Потолок - пол» 1 9 Ритмикогимнастические упражнения. Игра «Танцевальный паровоз!» 1 10 Игры под музыку. Танцевальные упражнения: повороты, хлопки, подскоки 1 11 Игры на внимание. Танцевальная зарядка 1 12 Танцевальная игра «Один плюс все!». Танцевальный этюд «Пяточка - носочек» 1 13 Перестроения. «Змейка» 1 14 «Хоровод». Перекаты 1 Общеразвива ющие упражнения, наклоны и повороты туловища вправо, влево Общеразвива ющие упражнения, сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальным и движениями, отработка поворотов, подскоков Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальным и движениями Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальным и движениями, отработка элементов танцевального этюда Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Показ Упражнения под музыку, игра Упражнения под музыку, игра Упражнения под музыку, игра Игра, зарядка Упражнения под музыку, игра Упражнения под музыку Беседа, стопы 15 Перестроения, «Шахматы» 1 16 Движения на развитие координации 1 17 Ходьба с координацией рук и ног 1 18 Бег и подскоки 1 19 Упражнения на развитие тела под музыку 1 20 Красота движений 1 видеоролика с выступлениям и русских народных коллективов. Объяснение отличий хоровода от других видов русского танца. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке Значение общеразвиваю щих упражнений в танцевальном искусстве Значение общеразвиваю щих упражнений в танцевальном искусстве Объяснение педагогом правильного исполнения бега и подскоков Исполнение и разучивание танцевальных шагов. Упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений Понятие о характере Упражнения под музыку Упражнения под музыку Упражнения на развитие координации Упражнения по кругу в продвижении с использование м рук Упражнения под музыку Упражнения под музыку Беседа, упражнения 21 Элементы гимнастики: пружинные движения ногами 22 Упражнения для развития позвоночника 1 23 Закрепление изученных упражнений 1 24 Упражнения на развитие координации. Танец «Стирка» 1 25 «Я – герой сказки». Любимый персонаж (имитация под музыку) 1 26 Элементы народной хореографии: «ковырялочка», «елочка» 1 27 Музыкальноритмиче ские игры: «Коршун и 1 1 музыки и его разнообразие Общеразвива ющие упражнения, знакомство с гимнастическ ими движениями Значение упражнений для развития позвоночника. Составление учебных комбинаций с использовани ем изученных движений. Постановка тренировочно го танца, на развитие координации. Объяснение педагогом понятия имитация, подражание, пантомима. Инсценирован ие героев сказок и героев мультфильмо в. Показ видеоролика с исполнением народного танца. Объяснение и показ педагогом правильного исполнения простейшего элемента народного танца – ковырялочки. Знакомство с правилами под музыку Упражнения под музыку Беседа, упражнения под музыку Работа в группах. Разучивание танца «Стирка» Самостоятельн ая работа Исполнение вместе с педагогом «ковырялочки» . Игра на развитие курица» музыкально – ритмической игры «Коршун и курицы», направленную на развитие внимания и ловкости. Знакомство с правилами игры «Магазин игрушек» направленную на развитие артистизма и снятия «зажатости» Знакомство с правилами музыкально – ритмической игры. 28 Музыкальноритмиче ская игра: «Магазин игрушек» 1 29 Музыкальноритмиче ская игра: « Море волнуется раз…» 1 30 Многообразность и необычность движений. Игра «Волк и Заяц» 1 Понятие о координации 31 Ритм – игра 1 Развитие чувства ритма 1 Рассказ о направлениях спорта связанных с хореографией. 32 Аэробика 33 Игра «выдуманный зверь» 1 34 Простейшие фигуры в танцах 1 Индивидуаль ная и групповая работа по подражанию различным предметам и существам в соответствии с характером и темпом музыки Познакомить с основными фигурами в танцах и попробовать ловкости и внимания Игра с изображением живых игрушек Игра в сопровождении музыки Игра Музыкальная игра Беседа, повтор упражнений вслед за педагогом под ритмичную музыку Упражнения в актерской выразительност и Разучивание танца в паре исполнить их в паре. Танцы народов РФ, их Познакомить 35 особенности и 1 с танцами костюмы народов РФ. Каждый ученик выступает в роли педагога Закрепление и показывает изученных остальным 36 1 упражнений. Игра «Я – упражнения учитель» на определенную группу мышц, остальные повторяют. Исполнение танцевальных этюдов и 37 Подведение итогов 1 упражнений разученных в течении года ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОКУРСУ - 37 часов Беседа Игра, упражнения под музыку Самостоятельн ая работа