ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, утверждѐнной приказом директора Приказ №162-ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 1- 4классы Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заѐмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчѐтов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Раздел 4. Деньги счѐт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учѐт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придѐтся брать кредит и платить проценты. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты изучения курса: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчѐтов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока КоВиды деятельности уро-ка личе п./п чество академических часов Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают 1. Как появились деньги. 1 Объяснять выгоды обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль 2. Как появились деньги 1 денег. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. Описывать ситуации, в которых используются деньги. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчѐтами. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Товарные деньги. Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. История монет. Представление творческих работ. Первые монеты на Руси. Устройство монет. Бумажные деньги. Защита бумажных денег от подделок. Защита бумажных денег от подделок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Объяснять, почему появились монеты. Описывать устройство монеты. Приводить примеры первых монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://pedso vet.su 12. 13. 14. 15. Безналичные деньги. Принцип работы пластиковой карты. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Представление результатов исследований. Валюты. Валютный курс. Резервная валюта. Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. 1 1 1 1 Приводить примеры валют. Объяснять, что такое резервная валюта. Объяснять понятие валютного курса. Проводить простые расчѐты с использованием валютного курса. Приводить примеры валют. Объяснять, что такое резервная валюта. Объяснять понятие валютного курса. Проводить простые расчѐты с использованием валютного курса. 20. Викторина по теме 1 Систематизировать и обоб«Деньги». щать знания Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. 21. Откуда в семье берутся 1 Описывать и сравнивать деньги. источники доходов семьи. 22. Минимальный размер 1 Объяснять причины разоплаты труда. личий в заработной пла23. Дополнительные доходы. 1 те. 24. Доходы нетрудоспособных 1 Объяснять, как связаны лиц. профессии и образова25. Доходы нетрудоспособных ние. лиц. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 26. На что семьи тратят 1 Объяснять причины, по коденьги. Расходы. торым люди делают покупки. 27. Классификация расходов. 1 Описывать направления 28. Классификация расходов. 1 расходов семьи. 29. Воздействие рекламы на 1 Рассчитывать доли расходов принятие решений о на разные товары и услуги. покупке. Сравнивать и оценивать ви30. Воздействие рекламы на 1 ды рекламы. принятие решений опокупке Обсуждать воздействие рек31. Составление собственного 1 ламы и промоакций на приплана расходов. нятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов. 16. 17. 18. 19. 1 1 1 1 Раздел 4. Деньги счѐт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. 32. 33. 34. 35. 36. Как правильно планировать семейный бюджет. Как правильно планировать семейный бюджет. 1 Как правильно Итоговая работа 1 1 37. Обзорный урок. Рефлексия Итого по программе – 37 часов 1 1 Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах Систематизировать и обобщать знания по курсу.