ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования, утверждѐнной приказом директора школы Приказ №162 - ОД от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» пгт. Уральский, 2023 год СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и еѐ ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и еѐ ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравствен- ным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределе- нии ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий- ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и еѐ основах; рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; распознавать исламскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» отражают сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и значение в буддийской культуре; рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий- ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырѐх, включая Рош-а-Шана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий- ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера); рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами еѐ значение в религиозной культуре; рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ" Коли чество ака демич еских часов Виды деятельности 1 Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми 2 Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира 4 Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространѐнных на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах религий; о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Работать с картой. Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3 Священные книги 2 Понимать значение понятий: Трипита- № п/п 1 Тема урока Россия — наша Родина Электронные (цифровые) образовательные ресурсы христианства, ислама, иудаизма и буддизма 4 5 Хранители предания в религиях мира Добро и зло ка, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 2 Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах 2 Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержа- ние прочитанного текста 6 Человек в религиозных традициях народов России 1 7 Административная контрольная работа 1 8 Священные сооружения 2 Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников. Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях ис- кусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 9 10 Искусство в религиозной культуре Творческие работы учащихся 2 Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 2 Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Со- ставлять небольшой текстрассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 11 12 Религиозная культура народов России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 2 Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур; этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно 4 Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 13 14 Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме 2 Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 2 Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Понимать необходимость проявления милосердия в собст- венном поведении. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 15 16 17 18 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья и семейные ценности Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству 1 Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 1 Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 1 Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. 1 Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочи- танное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество», «служение». Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы 19 Обобщающий урок. Подведение итогов Административная контрольная работа. 1 Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 34 часа КР -1 ПР - 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" № урока п./п Тема урока Количество академических часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 « Россия-наша Родина» - 1 час. КР-0 ПР-0 1 Россия-наша Родина. 1 Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека. Называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм. Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс 23 Приводить примеры единения народов России (например, «День народного единства» и т. д.) Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimen topk.pravolimp.r u/lessons Раздел 2 «Культура и религия. Введение в православную духовную традицию» - 2 часа. КР-0 ПР-0 2 Культура и религия. 1 3 Введение в православную духовную тради- 1 Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, зна- Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам цию. чение религии как духовной культуры человека, народа, общества. Рассказывать о том, как человек создаѐт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. православной культуры для 4 классов http://experimen topk.pravolimp.r u/lessons Раздел 3 «Во что верят православные христиане» - 4 часа. КР-0 ПР-0 4 Бог, мир, человек. 1 5 Вера в Бога и еѐ влияние на поступки людей. 1 6 Православная молитва. Священное Предание Церкви. 1 7 Священное Писание Христиан – Библия. 1 Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimen topk.pravolimp.r u/lessons Раздел 4 «Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему» - 4 часа. КР-0 ПР-0 8 Добро и зло в православной традиции. 1 9 Любовь к ближнему. 1 10 Десять ветховных заповедей. Заповеди Блаженств. 1 11 Золотое правило 1 Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственноэтической точки зрения. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, https://cleverlab.pro/mod/ page/view.php? id=3 Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной нравственности. совесть, доброта, любовь). Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа – Заповедях Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями. Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 5 «Отношение к труду. Долг и ответственность» - 2 часа. КР-0 ПР-0 12 13 Отношение к труду в Православии. Долг и ответственность. 1 1 Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 6 «Милосердие и сострадание» - 2 часа. КР-0 ПР-0 14 Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. 1 15 Деятельное со- 1 Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать). Раскрывать основное содержание Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной страдание к людям, нуждающимся. нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства. На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры. Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в православной культуре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 7 «Православие в России» - 5 часов. КР-1 ПР-0 16 Административная полугодовая контрольная работа. 1 17 Крещение Руси. 1 18 Развитие православной культуры, распространение христианства на Руси. 1 19 Святая Русь. Русские святые. 1 20 Православие в русской культуре в современной России. 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и культуры. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 8 «Православный храм и другие святыни» - 3 часа. КР-0 ПР-0 21 Православный храм. 1 22 Таинства церкви. 1 23 Монастыри и монашество. 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Соотносить содержание https :// easyen . ru / load / orkseh /294 Методическое текста с иллюстративным рядом. Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 9 «Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники» 6 часов. КР-0 ПР-0 24 Христианская символика. Крест. 1 25 Православная икона. 1 26 Церковное пение. 1 27 Православный календарь. 1 28 Благовещение. Рождество Христово. 1 29 Пасха. 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и значение в православной культуре. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами. Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности». Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 10 «Христианская семья и еѐ ценности» - 2 часа. КР-0 ПР-0 30 Брак. 1 31 Родители и дети. 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания, Библиотека ЦОК https:// m.edsoo.ru/ 7f410de8 Методическое о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений. Размышлять и рассуждать на морально этические темы. Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Праздник «День семьи, любви и верности». обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons Раздел 11 «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России» - 3 часа. КР-1 ПР-0 32 Любовь и уважение к Отечеству. 1 33 Годовая контрольная работа. 1 34 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества. Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму. Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ - 34 часа КР- 1 Пр -0 Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 классов http://experimentopk.pravolimp.ru/ lessons ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МОДУЛЬ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ № п/п Тема урока Количество академческих часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Россия — наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека. - 1 часа. КР-0 ПР-0 1 Россия — наша Родина. 2 Вести учебный, социокультурный диалог; Аргументировать свою точку зрения; Применять полученные знания в жизни; https://www.klass39 .ru/multfilmy-myzhivyom-v-rossii https://urok.1sept.ru/ articles/689730 Этика — наука о нравственной жизни человека 2 Этика общения: золотое правило этики 1 Объяснять значение изучаемых понятий; Определять основные характеристики общения; Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»; Аргументировать свою позицию; https://www.youtub e.com/watch?v=3BZ T68Z 3 Добро и зло как нравственные категории 1 Различать проявления добра и зла; Осмысливать с этих позиций своѐ поведение и поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои поступки; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков; https://nsportal.ru/na chalnayashkola/orkse/2019/0 2/09/ot-dobryhpravil-k-dobrymslovam-ipostupkam-orkse-4klass 4 Дружелюбие. Уважение 1 Определять особенности индивидуального проявления окружающих; Находить нужные слова при общении с другими; Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. https://videouroki.ne t/video/5-kazhdyjinteresen.html С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов; 5 Этика и этикет. 1 Уметь охарактеризовать правила этикета; Осознанно соблюдать правила этикета; Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своѐ поведение; Обосновывать свою точку зрения; https://videouroki.ne t/video/6premudrostiehtiketa.html Премудрости этикета 6 Критерии этикета: разумность, красота и гигиена 1 Обозначать сущность понятия«этикет»; Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл; https://videouroki.ne t/video/7-krasotaehtiketa.html электронное приложение 7 Правила поведения в школе и дома 1 Знать основные правила этикета; Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень; Осознанно комментировать текст учебника; https://videouroki.ne t/video/8-prostyeshkolnye-idomashnie-pravilaehtiketa.html 8 Речь и этикет 1 Осознавать значение понятия «речь»; Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; Характеризовать образную выразительность слова; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства; https://videouroki.ne t/video/9-chistyjrucheyok-nashejrechi.html 9 Этика человеческих отношений 1 Объяснять, в чѐм этическая и эмоциональная основа понятия«душа»; https://videouroki.ne t/video/10-v-razvitiidobryh-chuvstv- Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; Соотносить понятия «душа»,«духовность»; tvorenie-dushi.html 10 Природа — и человек 1 Определять смысловое значение понятия «справедливость»; Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания; https://videouroki.ne t/video/11-prirodavolshebnye-dveri-kdobru-idoveriyu.html 11 Родина, Отчизна, патриотизм 1 Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»; Осознанно определять, что значит быть патриотом; Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий; https://videouroki.ne t/video/12-chuvstvorodiny.html 12 Человек среди людей 1 Понимать значение понятия «человечность»; Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека; Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащѐнные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; Осознанно комментировать текст учебника; https://videouroki.ne t/video/13-zhiznprotekaet-sredilyudej.html 13 Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив 1 Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»; Анализировать особенности коллектива; Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов; https://videouroki.ne t/video/14-chtobybytkollektivom.html электронное приложение 14 Коллектив начинается с меня 1 Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба»,«уважение»; Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе; Уметь вырабатывать правила для себя и для других; Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе; https://videouroki.ne t/video/15-kollektivnachinaetsya-smenya.html электронное приложение 15 Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе 1 Умение понять состояние другого человека; Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека; Осознавать значение семьи для человека, общества и государства; Стремиться корректировать своѐ поведение в процессе преодоления обид; https://videouroki.ne t/video/16-mojklass-moidruzya.html 16 Творческие работы 2 Применять на практике полученные знания; Уметь планировать свою деятельность; Раскрывать содержание изучаемых понятий; Аргументировать свою точку зрения; https://www.culture. ru/s/detyam/ http://museionline.blogspot.com /search/label/%D0% A0%D0%BE%D1% 81%D1%81%D0% B8%D1%8F 17 Нравственные ис- 1 Осознавать значение золотого https://videouroki.ne тины. Общечеловеческие ценности правила этики; Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении; Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; t/video/17-ezhelidushevny-vy-i-kehtike-ne-gluhi.html 18 Ценность жизни 1 Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон»,«жизнь»; Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека; Аргументировать свою точку зрения; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; https://videouroki.ne t/video/18-zhiznsvyashchenna.html 19 Человек рождѐн для добра 1 Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта»,«совесть»; Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текстрассуждение на тему добра и бескорыстия; https://videouroki.ne t/video/19-chelovekrozhdaetsya-dlyadobra.html 20 Милосердие — закон жизни 1 Объяснять значение понятий«сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие»; Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения; Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия https://videouroki.ne t/video/20miloserdie-zakonzhizni.html https://urok.1sept.ru/ articles/691063 совести; 21 Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим 1 Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неѐ; Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности; Осознанно следовать правилам тактичного поведения; Применять усвоенные знания в общении; https://videouroki.ne t/video/21-zhit-voblago-sebe-idrugim.html 22 Душа обязана трудиться. 1 Устанавливать связь между намерением и поступком; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка»; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия»; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»; https://www.youtub e.com/watch?v=zzm PB7Qme3Y 1 Обосновывать значение понятий«достоинство», «бескорыстие»,«гуманность»; Анализировать свои поступки, чувства, помыслы; Осознавать необходимость соблюдения норм этикета; Совершенствовать умения в области коммуникации; Аргументировать свои рассуждения; https://uchitelya.co m/orkse/196224prezentaciyadostoyno-zhit-sredilyudey-4-klass.html https://www.youtub e.com/watch?v=8PV 4w3RvZec 1 Чѐтко представлять, что такое понимание, гармония, прощение; Составлять небольшой текстрассуждение на заданную тему; Контролировать свои поступки и высказывания; Соотносить своѐ поведение с https://videouroki.ne t/video/24-umetponyat-i-prostit.html Нравственные установки и нормы 23 Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности 24 Понять и простить: гуманизм как этический принцип опытом поколений; 25 Этика поступков — нравственный выбор 1 Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор; Совершенствовать умения в области общения; Корректировать свои высказывания и поведение с учѐтом этики поступков; Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими; https://psv4.vkusera udio.net/s/v1/d/RTq NtE8QnbNZG4s05Z AppPeaDjkHwjOugyL ZI1pPFmReNY9kh7S1J9BbL 2kXRqKXU8qxZ50 t-r1hiN48p91lhUMABZ-4HGUVLWUAOQh CMaEx6QAOWQ/2 5_Prostaya_etika_po stupkov.mp4 26 Посеешь поступок —пожнѐшь характер. 1 Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия; Отвечать на учебные вопросы; Систематизировать и обобщать полученные знания; Делать выводы; Адекватно использовать полученные знания в практике общения; https://videouroki.ne t/razrabotki/viktorin a-posieieshprivychkupozhnieshkharaktier.html Жить дружно и легко 27 Лестница саморазвития 1 Объяснять понятие «нравственность»; Систематизировать и обобщать полученные знания; Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии; Соотносить моральнонравственные проблемы с анализом личного опыта поведения; Аргументировать свои рассуждения; https://videouroki.ne t/video/26obshchenie-iistochnikipreodoleniyaobid.html 28 Терпение и труд — все перетрут 1 Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность»; Соотносить свои представления с опытом поведения других людей; Анализировать своѐ поведение и https://videouroki.ne t/video/28-dobrotesoputstvuetterpenie.html высказывания; Обобщать полученные знания; 29 Слова с приставкой«со» 1 30 Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина 1 31 Патриот и гражданин 1 32 Заключительное слово 1 Систематизировать и обобщать этические знания; Анализировать и сопоставлять факты поведения человека; Находить аналогии; Рассуждать на моральноэтические темы; Соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом; Соотносить понятия «Родина»,«Отечество»; Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии; Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы; Осмысливать моральнонравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения; Осознанно раскрывать понятия«патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; Выделять главное в тексте учебника; Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его; Обобщать знания, полученные при изучении курса; Применять на практике полученные знания; Уметь планировать свою работу. Подводить еѐ итоги, представлять результаты; Аргументировать свою позицию; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО – 34 часа КР- 1 ПР -0 https://videouroki.ne t/video/29-dejstviyas-pristavkoj-so.html https://videouroki.ne t/razrabotki/chasobshchieniia-sud-bai-rodina-iediny.html https://videouroki.ne t/video/31-v-teberozhdaetsya-patrioti-grazhdanin.html https://urok.1sept.ru/ articles/688805