РП НОО ОРКСЭ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждѐнной приказом директора школы
Приказ №162 - ОД от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

пгт. Уральский, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что
верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический
язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре
и еѐ ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский
храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской
культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и еѐ
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский
календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях
мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях
мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравствен-

ным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика
создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная
норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости
за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
 осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
 строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
 строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределе-

нии ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
 применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных
ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей
участников общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
 проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
 выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
 владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций православной этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе
Христе как Спасителе, Церкви;
 рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
 рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
 рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
 раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей
и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим
по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
 распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
 рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
 излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий-

ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций исламской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в исламской культуре, единобожии, вере и еѐ основах;
 рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о
праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
 рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в
мечети, общения с верующими и служителями ислама;
 рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
 раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам,
старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
 распознавать исламскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
 рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
 излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной
традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и
святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей
совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,

нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» отражают сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное
воззрение» и «правильное действие»;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций буддийской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке,
обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной
с ценностью человеческой жизни и бытия;
 рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном
пути и карме;
 рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме,
общения с мирскими последователями и ламами;
 рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
 раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим
по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
 распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл и значение в
буддийской культуре;
 рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
 излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной
традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий-

ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций иудейской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
 рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
 рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
 рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырѐх, включая Рош-а-Шана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
 раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим
по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
 распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (магендовид)
и значение в еврейской культуре;
 рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
 излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России,
своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание россий-

ского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в
религиозных традициях;
 соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
 рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия,
Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа
(священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
 рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
 рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника
каждой традиции);
 раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
 распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами еѐ значение в религиозной культуре;
 рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
 излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;

 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей
совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
 высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы
этикета, приводить примеры;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей
среды;
 рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
 раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе
взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших
по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

 распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском
обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
 рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
 рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
 раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
 объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению еѐ результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству,
нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни
в
российской
светской
(гражданской)
этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ"
Коли
чество
ака
демич
еских
часов

Виды деятельности

1

Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей
работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни
человека, семьи, общества. Осознавать
ценность дружеских отношений между
людьми

2

Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и
иудаизм. Основатели религий мира

4

Понимать значение понятий: ритуал,
материальная культура и духовная
культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать об
основных религиях, распространѐнных
на территории России; о взаимосвязи и
взаимовлиянии культуры, истории и
религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах религий;
о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства,
ислама и буддизма. Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы
отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3

Священные книги

2

Понимать значение понятий: Трипита-

№
п/п

1

Тема урока

Россия — наша
Родина

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

христианства, ислама, иудаизма и
буддизма

4

5

Хранители предания в религиях
мира

Добро и зло

ка, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять сходство этических
постулатов священных книг религий
мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2

Понимать значение понятий: жрец,
раввин, епископ, священник, имам,
лама. Прогнозировать содержание
урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том,
когда появились хранители предания;
кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии
христианской церкви; об организации
мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах

2

Понимать значение понятий: добро,
зло, грех, раскаяние, воздаяние – в
контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах
появления зла и возможностях его
преодоления в контексте традиций
буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и
зла с личным опытом, опытом других
людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению
и окружающему миру. Проверять себя
и самостоятельно оценивать содержа-

ние прочитанного текста

6

Человек в религиозных традициях
народов России

1

7

Административная контрольная
работа

1

8

Священные сооружения

2

Понимать значение понятий: молитва,
таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом,
что такое молитва, таинство, намаз,
мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного
опыта и опыта других людей, из литературных источников. Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей. Проверять
себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

Понимать значение понятий: синагога,
церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать
и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей
религиозной общине. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты
учебной работы
Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях ис-

кусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного
искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы

9

10

Искусство в религиозной культуре

Творческие работы учащихся

2

Иметь представление о материале,
изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта
и способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной
работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

2

Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и
других религий в России, о том, как и
почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в
истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм,
католическую и протестантскую веру.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Со-

ставлять небольшой текстрассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

11

12

Религиозная культура народов России

Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды

2

Понимать значение понятия «обряды»,
паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о религиозных ритуалах в
религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве,
исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе,
иудаизме, буддизме. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур; этический
смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Совершенствовать
умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов,
построения связного высказывания.
Комментировать иллюстративный ряд,
соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно

4

Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать
о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
главных праздниках иудеев, христиан,

мусульман, буддистов. Осознавать
важность толерантного отношения к
праздникам и обычаям различных религиозных культур. Работать в группе
и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы

13

14

Праздники и календари

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в христианстве, исламе,
буддизме и иудаизме

2

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты
учебной работы

2

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты
учебной работы Понимать необходимость проявления милосердия в собст-

венном поведении. Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст
с иллюстрациями. Проверять себя и
самостоятельно оценивать результаты
учебной работы

15

16

17

18

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

Семья и семейные
ценности

Долг, свобода, ответственность,
труд

Любовь и уважение к Отечеству

1

Рассказывать о том, как традиционные
религии России относятся к семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость
ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания,
полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления ценности семьи в
светской и религиозной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

1

Понимать значение понятий: долг,
свобода, ответственность, труд – в
контексте традиционных религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на
уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления
ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях. Проверять себя и самостоятельно
оценивать результаты учебной работы

1

Понимать значение понятий: долг,
свобода, ответственность, труд – в
контексте традиционных религий.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста.

1

Рассказывать об исторических этапах
становления духовных традиций в
России. Прогнозировать содержание
урока. Читать и воспринимать прочи-

танное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение
духовных традиций народов России,
важность их изучения и сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество»,
«служение». Размышлять о духовном
мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека,
семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы

19

Обобщающий
урок. Подведение
итогов
Административная контрольная
работа.

1

Иметь представление о материале,
изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта
и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу. Работать в
группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ – 34 часа КР -1 ПР - 0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
урока
п./п

Тема урока

Количество
академических
часов

Виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1 « Россия-наша Родина» - 1 час. КР-0 ПР-0

1

Россия-наша Родина.

1

Использовать систему условных
обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному. Размышлять о роли
духовных традиций народов России, их значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире
человека.
Называть традиционные религии в
России, народы России, для которых традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Использовать ключевые понятия
учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе
и оценке явлений и фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Федеральная рабочая программа |
ОРКСЭ. 4 класс
23
Приводить примеры единения народов России (например, «День народного единства» и т. д.)

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimen
topk.pravolimp.r
u/lessons

Раздел 2 «Культура и религия. Введение в православную духовную традицию» - 2
часа. КР-0 ПР-0
2

Культура и религия.

1

3

Введение в православную духовную тради-

1

Выделять тему и идею учебного
текста, формулировать вопросы к
тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение культуры и
религии, сущность культуры, зна-

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам

цию.

чение религии как духовной культуры человека, народа, общества.
Рассказывать о том, как человек
создаѐт культуру; об истоках русской культуры в православной религии.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

православной
культуры для 4
классов
http://experimen
topk.pravolimp.r
u/lessons

Раздел 3 «Во что верят православные христиане» - 4 часа. КР-0 ПР-0
4

Бог, мир, человек.

1

5

Вера в Бога и еѐ
влияние на поступки людей.

1

6

Православная
молитва. Священное Предание Церкви.

1

7

Священное Писание Христиан
– Библия.

1

Использовать ключевые понятия
темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке
фактов действительности.
Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке
Иисусе Христе как Спасителе,
Церкви.
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него
новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.
Рассказывать о том, как вера в Бога
влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что
такое Священное Предание Церкви,
что его составляет, о Священном
Писании (Библии), Ветхом и Новом
Заветах.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimen
topk.pravolimp.r
u/lessons

Раздел 4 «Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему» - 4 часа. КР-0 ПР-0
8

Добро и зло в
православной
традиции.

1

9

Любовь к ближнему.

1

10

Десять ветховных заповедей.
Заповеди Блаженств.

1

11

Золотое правило

1

Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал
Моисею.
Анализировать содержание Десяти
ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственноэтической точки зрения.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум,

https://cleverlab.pro/mod/
page/view.php?
id=3
Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной

нравственности.

совесть, доброта, любовь).
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа – Заповедях
Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями.
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с
вами поступили), о святости и святых в православной традиции.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 5 «Отношение к труду. Долг и ответственность» - 2 часа. КР-0 ПР-0
12

13

Отношение к
труду в Православии.

Долг и ответственность.

1

1

Читать и пересказывать учебный
текст.
Объяснять значение слов (терминов
и понятий) с опорой на текст учебника.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан.
Устанавливать логическую связь
между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки
зрения полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами
из жизни, литературных произведений.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 6 «Милосердие и сострадание» - 2 часа. КР-0 ПР-0

14

Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции.

1

15

Деятельное со-

1

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить
друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать).
Раскрывать основное содержание

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной

страдание к людям, нуждающимся.

нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства.
На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал
православной культуры. Выражать
первоначальный опыт осмысления и
нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с
позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в
православной культуре.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 7 «Православие в России» - 5 часов. КР-1 ПР-0

16

Административная полугодовая
контрольная работа.

1

17

Крещение Руси.

1

18

Развитие православной культуры, распространение христианства на Руси.

1

19

Святая Русь.
Русские святые.

1

20

Православие в
русской культуре в современной России.

1

Объяснять значение слов (терминов
и понятий) с опорой на учебный
текст.
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Рассказывать, как христианство
пришло на Русь, о Крещении Руси
равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых.
Соотносить содержание текста с
иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных
текстов, участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Уметь рассказывать о праздновании
Крещения Руси, Дней славянской
письменности и культуры.

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 8 «Православный храм и другие святыни» - 3 часа. КР-0 ПР-0
21

Православный
храм.

1

22

Таинства церкви.

1

23

Монастыри и
монашество.

1

Объяснять значение слов (терминов
и понятий) с опорой на учебный
текст. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий. Соотносить содержание

https ://
easyen . ru / load
/
orkseh /294
Методическое

текста с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях
в храмах, Таинствах, о монашестве
и монастырях в православной традиции.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 9 «Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники» 6 часов. КР-0 ПР-0
24

Христианская
символика.
Крест.

1

25

Православная
икона.

1

26

Церковное пение.

1

27

Православный
календарь.

1

28

Благовещение.
Рождество Христово.

1

29

Пасха.

1

Объяснять значение слов (терминов
и понятий) с опорой на учебный
текст.
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл и значение в православной
культуре.
Рассказывать о художественной
культуре в православной традиции,
о церковном пении, иконописи,
особенностях икон в сравнении с
картинами. Называть православные
праздники, объяснять их значение
(не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных
христиан. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Православные праздники:
«Воскресение Христово (Пасха)»,
«Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности».

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 10 «Христианская семья и еѐ ценности» - 2 часа. КР-0 ПР-0
30

Брак.

1

31

Родители и дети.

1

Объяснять значение слов (терминов
и понятий) с опорой на учебный
текст.
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания,

Библиотека
ЦОК
https://
m.edsoo.ru/
7f410de8
Методическое

о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на морально этические темы.
Раскрывать основное содержание
норм отношений в православной в
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными
задачами.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Праздник «День семьи, любви и
верности».

обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

Раздел 11 «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России» - 3 часа. КР-1 ПР-0
32

Любовь и уважение к Отечеству.

1

33

Годовая контрольная работа.

1

34

Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.

1

Закреплять и систематизировать
представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их
значении в жизни человека, семьи,
общества. Проводить соотношение
между религией и Отечеством, объяснять отношение православных
христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить
определения с понятиями, делать
выводы.
Использовать основные понятия
темы в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ - 34 часа КР- 1 Пр -0

Методическое
обеспечение
экспериментальных уроков
по Основам
православной
культуры для 4
классов
http://experimentopk.pravolimp.ru/
lessons

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МОДУЛЬ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
№
п/п

Тема урока

Количество
академческих
часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Россия — наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека. - 1 часа. КР-0 ПР-0
1

Россия — наша Родина.

2

Вести учебный,
социокультурный диалог;
Аргументировать свою точку
зрения;
Применять полученные знания в
жизни;

https://www.klass39
.ru/multfilmy-myzhivyom-v-rossii
https://urok.1sept.ru/
articles/689730

Этика — наука о
нравственной жизни человека
2

Этика общения: золотое правило этики

1

Объяснять значение изучаемых
понятий;
Определять основные
характеристики общения;
Анализировать особенности
общения на основе «золотого
правила нравственности»;
Аргументировать свою
позицию;

https://www.youtub
e.com/watch?v=3BZ
T68Z

3

Добро и зло как
нравственные
категории

1

Различать проявления добра и
зла;
Осмысливать с этих позиций
своѐ поведение и поведение
окружающих;
Осознавать с позиции
нравственности свои поступки;
Характеризовать примеры
добрых правил;
Уметь вести диалог о значении
добрых слов и поступков;

https://nsportal.ru/na
chalnayashkola/orkse/2019/0
2/09/ot-dobryhpravil-k-dobrymslovam-ipostupkam-orkse-4klass

4

Дружелюбие. Уважение

1

Определять особенности
индивидуального проявления окружающих;
Находить нужные слова при
общении с другими;
Осознанно определять значение
моральных норм во
взаимодействии людей.

https://videouroki.ne
t/video/5-kazhdyjinteresen.html

С пониманием отвечать на

учебные вопросы разных типов;
5

Этика и этикет.

1

Уметь охарактеризовать правила
этикета;
Осознанно соблюдать правила
этикета;
Вырабатывать в поведении
соответствие правилам этикета;
С пониманием комментировать
иллюстрации правил, соотносить
с ними своѐ поведение;
Обосновывать свою точку
зрения;

https://videouroki.ne
t/video/6premudrostiehtiketa.html

Премудрости этикета

6

Критерии этикета:
разумность, красота
и гигиена

1

Обозначать сущность понятия«этикет»;
Обосновывать необходимость
соблюдения правил этикета; Накапливать знания по
правилам этикета, уметь
аргументировать их значение и
смысл;

https://videouroki.ne
t/video/7-krasotaehtiketa.html электронное приложение

7

Правила поведения
в школе и дома

1

Знать основные правила
этикета;
Уметь обосновать
необходимость соблюдения
правил этикета в школе и дома,
обозначать их перечень;
Осознанно комментировать
текст учебника;

https://videouroki.ne
t/video/8-prostyeshkolnye-idomashnie-pravilaehtiketa.html

8

Речь и этикет

1

Осознавать значение понятия
«речь»;
Видеть и выражать
многогранность взаимосвязи
понятий «речь» и «речка»;
Характеризовать образную
выразительность слова;
Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и
письменной речи;
Составлять небольшой рассказ,
используя образные речевые
средства;

https://videouroki.ne
t/video/9-chistyjrucheyok-nashejrechi.html

9

Этика человеческих
отношений

1

Объяснять, в чѐм этическая и
эмоциональная основа понятия«душа»;

https://videouroki.ne
t/video/10-v-razvitiidobryh-chuvstv-

Использовать индивидуальные
знания по предметам
«Окружающий мир» и
«Литературное чтение» для
объяснения данного понятия;
Осознанно характеризовать
понятия «духовность»,
«душевность»;
Соотносить понятия «душа»,«духовность»;

tvorenie-dushi.html

10

Природа — и человек

1

Определять смысловое значение
понятия «справедливость»;
Иллюстрировать примеры
значимости природы в жизни человека из личного опыта и
опыта других людей;
Осознавать взаимосвязь
природы и жизни человека,
аргументировать свои
высказывания;

https://videouroki.ne
t/video/11-prirodavolshebnye-dveri-kdobru-idoveriyu.html

11

Родина, Отчизна,
патриотизм

1

Объяснять смысловую основу
понятий «род», «Родина»;
Осознанно определять, что
значит быть патриотом;
Анализировать текст учебника в
соответствии с изучаемыми
понятиями;
Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины,
патриотизма. Находить в
литературе иллюстрации
обсуждаемых понятий;

https://videouroki.ne
t/video/12-chuvstvorodiny.html

12

Человек среди людей

1

Понимать значение понятия
«человечность»;
Осознанно аргументировать
влияние взаимодействий с
людьми на нравственный рост
человека;
Расширять знания, дополненные
другими учебными предметами,
обогащѐнные личным опытом и
опытом людей, в определении
изучаемых понятий;
Осознанно комментировать
текст учебника;

https://videouroki.ne
t/video/13-zhiznprotekaet-sredilyudej.html

13

Этика отношений в
коллективе. Что такое коллектив

1

Аргументированно отвечать на
вопрос «Что такое коллектив?»;
Анализировать особенности
коллектива;
Объяснять соотношение
понятий «коллектив» и
«личность»;
Приводить примеры
взаимодействия коллектива
и личности из собственного
опыта и материала других
предметов;

https://videouroki.ne
t/video/14-chtobybytkollektivom.html
электронное приложение

14

Коллектив начинается с меня

1

Осознавать понятия
«индивидуальность», «дружба»,«уважение»;
Анализировать возможности
улучшения отношений в
коллективе;
Уметь вырабатывать правила для
себя и для других;
Аргументированно объяснять,
что значит быть
единомышленником в
коллективе;

https://videouroki.ne
t/video/15-kollektivnachinaetsya-smenya.html электронное приложение

15

Чуткость, бескорыстие взаимовыручка
в
коллективе

1

Умение понять состояние
другого человека;
Разумно, с пониманием
реагировать на состояние
другого человека;
Осознавать значение семьи для
человека, общества и
государства;
Стремиться корректировать своѐ
поведение в процессе
преодоления обид;

https://videouroki.ne
t/video/16-mojklass-moidruzya.html

16

Творческие работы

2

Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою
деятельность;
Раскрывать содержание
изучаемых понятий;
Аргументировать свою точку
зрения;

https://www.culture.
ru/s/detyam/
http://museionline.blogspot.com
/search/label/%D0%
A0%D0%BE%D1%
81%D1%81%D0%
B8%D1%8F

17

Нравственные ис-

1

Осознавать значение золотого

https://videouroki.ne

тины. Общечеловеческие
ценности

правила этики;
Размышлять о причинах
появления золотого правила этики и его применении;
Объяснять сущность и
содержание общечеловеческих
ценностей;

t/video/17-ezhelidushevny-vy-i-kehtike-ne-gluhi.html

18

Ценность жизни

1

Понимать значение понятий
«смысл», «нравственный закон»,«жизнь»;
Уметь размышлять о том, какую
роль играют духовные ценности
в жизни человека;
Аргументировать свою точку
зрения;
Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и
письменной речи;

https://videouroki.ne
t/video/18-zhiznsvyashchenna.html

19

Человек рождѐн для
добра

1

Характеризовать понятия
«бескорыстность», «доброта»,«совесть»;
Объяснять смысл сказок и
народных пословиц, связь
между ними;
Понимать необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам;
Аргументировать свою точку
зрения;
Составлять небольшой текстрассуждение на тему добра и
бескорыстия;

https://videouroki.ne
t/video/19-chelovekrozhdaetsya-dlyadobra.html

20

Милосердие —
закон жизни

1

Объяснять значение понятий«сочувствие» и
«сопереживание»,
«сострадание» и «милосердие»;
Осознанно аргументировать
роль совести как внутреннего
регулятора человеческого
поведения;
Использовать знания по
литературному чтению,
примеры из личного опыта и
опыта других людей для
характеристики действия

https://videouroki.ne
t/video/20miloserdie-zakonzhizni.html
https://urok.1sept.ru/
articles/691063

совести;
21

Нравственность,
справедливость,
правда, тактичность
— жизнь во благо
себе и другим

1

Анализировать конфликтную
ситуацию, обозначая возможные
способы выхода из неѐ;
Доброжелательно
взаимодействовать с людьми
любой национальности;
Осознанно следовать правилам
тактичного поведения;
Применять усвоенные знания в
общении;

https://videouroki.ne
t/video/21-zhit-voblago-sebe-idrugim.html

22

Душа обязана трудиться.

1

Устанавливать связь между
намерением и поступком;
Осознанно раскрывать суть
понятия «нравственная
установка»;
Сопоставлять понятия
«нравственная установка»,
«нравственные усилия»;
Аргументировать свою точку
зрения;
Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в
современной жизни»;

https://www.youtub
e.com/watch?v=zzm
PB7Qme3Y

1

Обосновывать значение понятий«достоинство», «бескорыстие»,«гуманность»;
Анализировать свои поступки,
чувства, помыслы;
Осознавать необходимость
соблюдения норм этикета;
Совершенствовать умения в
области коммуникации;
Аргументировать свои
рассуждения;

https://uchitelya.co
m/orkse/196224prezentaciyadostoyno-zhit-sredilyudey-4-klass.html
https://www.youtub
e.com/watch?v=8PV
4w3RvZec

1

Чѐтко представлять, что такое
понимание, гармония,
прощение;
Составлять небольшой текстрассуждение на заданную тему;
Контролировать свои поступки и
высказывания;
Соотносить своѐ поведение с

https://videouroki.ne
t/video/24-umetponyat-i-prostit.html

Нравственные
установки и нормы

23

Победить в себе
дракона.
Нравственность на
основе разумности

24

Понять и простить:
гуманизм как этический принцип

опытом поколений;
25

Этика поступков —
нравственный
выбор

1

Аргументированно объяснять,
что означает нравственный
выбор;
Совершенствовать умения в области общения;
Корректировать свои
высказывания и поведение с учѐтом этики поступков;
Проявлять терпимость и
дружелюбие при
взаимодействии с
окружающими;

https://psv4.vkusera
udio.net/s/v1/d/RTq
NtE8QnbNZG4s05Z
AppPeaDjkHwjOugyL
ZI1pPFmReNY9kh7S1J9BbL
2kXRqKXU8qxZ50
t-r1hiN48p91lhUMABZ-4HGUVLWUAOQh
CMaEx6QAOWQ/2
5_Prostaya_etika_po
stupkov.mp4

26

Посеешь поступок
—пожнѐшь характер.

1

Комментировать основное
содержание урока и его
важнейшие понятия;
Отвечать на учебные вопросы;
Систематизировать и обобщать
полученные знания;
Делать выводы;
Адекватно использовать
полученные знания в практике
общения;

https://videouroki.ne
t/razrabotki/viktorin
a-posieieshprivychkupozhnieshkharaktier.html

Жить дружно и легко

27

Лестница саморазвития

1

Объяснять понятие
«нравственность»;
Систематизировать и обобщать
полученные знания;
Анализировать и сопоставлять
факты. Находить аналогии;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
анализом личного опыта
поведения;
Аргументировать свои
рассуждения;

https://videouroki.ne
t/video/26obshchenie-iistochnikipreodoleniyaobid.html

28

Терпение и труд —
все перетрут

1

Осознанно раскрывать суть
понятий «терпение»,
«терпимость», «деликатность»;
Соотносить свои представления с
опытом поведения других
людей;
Анализировать своѐ поведение и

https://videouroki.ne
t/video/28-dobrotesoputstvuetterpenie.html

высказывания;
Обобщать полученные знания;
29

Слова с приставкой«со»

1

30

Судьба и Родина
едины: с чего начинается
Родина

1

31

Патриот и гражданин

1

32

Заключительное
слово

1

Систематизировать и обобщать
этические знания;
Анализировать и сопоставлять
факты поведения человека;
Находить аналогии;
Рассуждать на моральноэтические темы;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
личным опытом;
Соотносить понятия «Родина»,«Отечество»;
Осознанно анализировать
изучаемые понятия. Находить
аналогии;
Вырабатывать умение,
рассуждать на моральноэтические темы и делать
выводы;
Осмысливать моральнонравственные проблемы в
соотнесении с личным опытом
поведения;
Осознанно раскрывать понятия«патриот», «патриотизм»,
«гражданин»,
«гражданственность»;
Выделять главное в тексте
учебника;
Соотносить полученные знания с
собственным опытом
поведения, уметь анализировать
его;
Обобщать знания, полученные
при изучении курса;
Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою работу.
Подводить еѐ итоги,
представлять результаты; Аргументировать свою позицию;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО – 34 часа КР- 1 ПР -0

https://videouroki.ne
t/video/29-dejstviyas-pristavkoj-so.html

https://videouroki.ne
t/razrabotki/chasobshchieniia-sud-bai-rodina-iediny.html

https://videouroki.ne
t/video/31-v-teberozhdaetsya-patrioti-grazhdanin.html

https://urok.1sept.ru/
articles/688805


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».