Физическая культура 1–4 класс
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету
«Физическая культура» (1–4 классы)
Программа по физической культуре
на уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы по
физической культуре учитывались потребности современного российского общества в
воспитании здорового поколения, государственная политика с национальными целями
увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической
культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека.
Здоровье закладывается в детстве, и качественное образование в части
физического воспитания, физической культуры детей дошкольного и начального
возраста определяет образ жизни на многие годы.
Основными составляющими в
классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем
физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
По данной классификации физические
упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся
многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых
оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а
также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений,
игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и
других), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с
изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на
организм в целом и по конечному результату действия, туристические физические
упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на
лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях,
эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью
преодоления расстояния и препятствий на местности, спортивные упражнения
объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно
стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией
и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных
результатов.
Основные предметные результаты по
учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО должны
обеспечивать умение использовать основные гимнастические упражнения для
формирования и укрепления здоровья, физического развития, физического
совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности.
В программе по физической культуре
отведено особое место упражнениям основной гимнастики и играм с использованием
гимнастических упражнений. Овладение жизненно важными навыками гимнастики
позволяет решить задачу овладения жизненно важными навыками плавания. Программа
по физической культуре включает упражнения для развития гибкости и координации,
эффективность развития которых приходится на возрастной период начального
общего образования. Целенаправленные физические упражнения позволяют
избирательно и значительно их развить.
Программа по физической культуре
обеспечивает сформированность общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных
умениях и навыках, основных физических упражнениях (гимнастических, игровых,
туристических и спортивных).
Освоение программы по физической
культуре обеспечивает выполнение обучающимися нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – ГТО) и
другие предметные результаты ФГОС НОО, а также позволяет решить воспитательные
задачи, изложенные в федеральной рабочей программе воспитания.
Согласно своему назначению
программа по физической культуре является ориентиром для составления рабочих
программ образовательных организаций: она даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся по физической культуре,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение
его по классам и структурирование по разделам и темам курса, определяет
количественные и качественные характеристики содержания, даёт распределение
тематических разделов и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, а также требований к результатам обучения физической
культуре.
В программе по физической культуре
нашли своё отражение условия Концепции преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Предметом обучения физической
культуре на уровне начального общего образования является двигательная
деятельность человека с общеразвивающей направленностью с использованием основных
направлений физической культуры в классификации физических упражнений по
признаку исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт – и
упражнений по преимущественной целевой направленности их использования с учётом
сенситивных периодов развития обучающихся начального общего образования. В
процессе овладения этой деятельностью формируется костно-мышечная система,
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
необходимые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Физическая культура обладает
широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения.
Существенным компонентом содержания программы по физической культуре является
физическое воспитание граждан Российской Федерации.
Программа по физической культуре
основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры,
общих закономерностях её функционирования и использования с целью всестороннего
развития людей и направлена на формирование основ знаний в области физической
культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных
двигательных действий, укрепление здоровья.
В программе по физической культуре
учтены приоритеты в обучении на уровне начального образования, изложенные в
Концепции модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, которые нашли отражение в
содержании программы по физической культуре в части получения знаний и умений
выполнения базовых упражнений гимнастики для правильного формирования
опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики,
получения эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений в
игровой деятельности.
Программа по физической культуре
обеспечивает создание условий для высокого качества преподавания физической
культуры на уровне начального общего образования, выполнение требований,
определённых статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, включая определение оптимальной
учебной нагрузки, режима учебных занятий, создание условий для профилактики
заболеваний и оздоровления обучающихся, способствует решению задач,
определённых в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2030 г. и межотраслевой программы развития школьного
спорта до 2024 г., направлена на достижение национальных целей развития
Российской Федерации: сохранение населения, здоровья и благополучия людей,
создание возможностей для самореализации и развития талантов.
В основе программы по физической
культуре лежат представления об уникальности личности каждого обучающегося,
индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в
целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы
образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы
по физической культуре направлены на воспитание творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности. Обучение по программе по
физической культуре позволяет формировать у обучающихся установку на
формирование, сохранение и укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения
здорового и безопасного образа жизни, выполнить нормы ГТО.
Содержание программы по физической
культуре направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей
обучающихся, на воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность и
способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу, формирует
творческое нестандартное мышление, инициативность, целеустремлённость, воспитывает
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей, учит взаимодействовать с
окружающими людьми и работать в команде, проявлять лидерские качества.
Содержание программы по физической
культуре строится на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей
педагогики, которая определяет повышение внимания к культуре физического
развития, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач
развития культуры движения, физическое воспитание.
Важное значение в освоении
программы по физической культуре уделено играм и игровым заданиям как
простейшей форме физкультурно-спортивной деятельности. В программе по
физической культуре используются сюжетные и импровизационно-творческие
подвижные игры, рефлексивно-метафорические игры, игры на основе интеграции
интеллектуального и двигательного компонентов. Игры повышают интерес к занятиям
физической культурой, а также содействуют духовно-нравственному воспитанию
обучающихся. Для ознакомления с видами спорта в программе по физической
культуре используются спортивные эстафеты, спортивные упражнения и спортивные
игровые задания. Для ознакомления с туристическими спортивными упражнениями в
программе по физической культуре используются туристические спортивные игры.
Содержание программы по физической культуре обеспечивает достаточный объём
практико-ориентированных знаний и умений.
В соответствии с ФГОС НОО
содержание программы по физической культуре состоит из следующих компонентов:
знания о физической культуре
(информационный компонент деятельности);
способы физкультурной деятельности
(операциональный компонент деятельности);
физическое совершенствование
(мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на
физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность.
Концепция программы по физической
культуре основана на следующих принципах:
Принцип систематичности и
последовательности предполагает регулярность занятий и систему чередования
нагрузок с отдыхом, а также определённую последовательность занятий и
взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Учебный материал
программы по физической культуре должен быть разделён на логически завершённые
части, теоретическая база знаний подкрепляется практическими навыками. Особое
внимание в программе по физической культуре уделяется повторяемости.
Повторяются не только отдельные физические упражнения, но и последовательность
их в занятиях. Также повторяется в определённых чертах и последовательность
самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Принцип
систематичности и последовательности повышает эффективность динамики развития
основных физических качеств обучающихся с учётом их сенситивного периода
развития: гибкости, координации, быстроты.
Принципы непрерывности и
цикличности выражают основные закономерности построения занятий в физическом
воспитании. Они обеспечивает преемственность между занятиями, частоту и
суммарную протяжённость их во времени. Кроме того, принцип непрерывности тесно
связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип
цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что
обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность
обучающегося.
Принцип возрастного соответствия
направлений физического воспитания заключается в том, что программа по
физической культуре учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся, что способствует гармоничному формированию двигательных умений и навыков.
Принцип наглядности предполагает
как широкое использование зрительных ощущений, восприятия образов, так и
постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым
достигается непосредственный эффект от содержания программы по физической
культуре. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную
роль, поскольку деятельность обучающихся носит в основном практический характер
и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип доступности и
индивидуализации означает требование оптимального соответствия задач, средств и
методов физического воспитания возможностям обучающихся. При реализации
принципа доступности учитывается готовность обучающихся к освоению материала,
выполнению той или иной физической нагрузки и определяется мера доступности
задания. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и
интеллектуального развития, а также от их субъективной установки, выражающейся
в преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении обучающихся.
Принцип осознанности и активности
предполагает осмысленное отношение обучающихся к выполнению физических
упражнений, осознание и последовательность техники выполнения упражнений
(комплексов упражнений), техники дыхания, дозированности объёма и интенсивности
выполнения упражнений в соответствии с возможностями. Осознавая оздоровительное
воздействие физических упражнений на организм, обучающиеся учатся
самостоятельно и творчески решать двигательные задачи.
Принцип динамичности выражает
общую тенденцию требований, предъявляемых к обучающимся в соответствии с
программой по физической культуре, которая заключается в постановке и
выполнении всё более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и
интенсивности и связанных с ними нагрузок. Программой по физической культуре
предусмотрено регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту
физических нагрузок.
Принцип вариативности предполагает
многообразие и гибкость используемых в программе по физической культуре форм, средств
и методов обучения в зависимости от физического развития, индивидуальных
особенностей и функциональных возможностей обучающихся, которые описаны в
программе по физической культуре. Соблюдение этих принципов позволит
обучающимся достичь наиболее эффективных результатов.
Освоение программы по физической
культуре предполагает соблюдение главных педагогических правил: от известного к
неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Планирование
учебного материала рекомендуется в соответствии с постепенным освоением
теоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной
физкультурной, оздоровительной деятельности.
В основе программы по физической
культуре лежит системно-деятельностный подход, целью которого является формирование
у обучающихся полного представления о возможностях физической культуры. В
содержании программы по физической культуре учитывается взаимосвязь изучаемых
явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть планируемых результатов –
предметных, метапредметных и личностных.
Цели изучения учебного предмета
«Физическая культура» – формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха.
Цели и задачи программы по
физической культуре обеспечивают результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая
культура» в соответствии с ФГОС НОО.
К направлению первостепенной
значимости при реализации образовательных функций физической культуры
традиционно относят формирование знаний основ физической культуры как науки
области знаний о человеке, прикладных умениях и навыках, основанных на
физических упражнениях для формирования и укрепления здоровья, физического
развития и физического совершенствования, повышения физической и умственной
работоспособности, и как одного из основных компонентов общей культуры
человека.
Используемые в образовательной
деятельности технологии программы по физической культуре позволяют решать
преемственно комплекс основных задач физической культуры на всех уровнях общего
образования.
В содержании программы по
физической культуре учтены основные направления развития познавательной
активности человека, включая знания о природе (медико-биологические основы
деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы
деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Задача физической культуры состоит
в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладных умений
и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья
(физического, социального и психологического), освоении упражнений основной
гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека, овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (например, распорядок дня,
утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры),
умении применять правила безопасности при выполнении физических упражнений и
различных форм двигательной деятельности и, как результат, – физическое
воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа по
физической культуре обеспечивает:
единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации с целью реализации равных
возможностей получения качественного начального общего образования;
преемственность основных
образовательных программ по физической культуре дошкольного, начального общего
и основного общего образования;
возможности формирования
индивидуального подхода и различного уровня сложности с учётом образовательных
потребностей и способностей обучающихся (включая одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья);
государственные гарантии качества
начального общего образования, личностного развития обучающихся;
овладение современными
технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение
цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширения
возможностей личного образовательного маршрута;
формирование у обучающихся знаний
о месте физической культуры и спорта в национальной стратегии развития России,
их исторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие;
освоение обучающимися технологий
командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач,
осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных
возможностей.
Приоритет индивидуального подхода
в обучении позволяет обучающимся осваивать программу по физической культуре в
соответствии с возможностями каждого.
Универсальными компетенциями
обучающихся на этапе начального образования по программе по физической культуре
являются:
умение организовывать собственную деятельность,
выбирать и использовать средства физической культуры для достижения цели
динамики личного физического развития и физического совершенствования;
умение активно включаться в
коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих
целей, проявлять лидерские качества в соревновательной деятельности,
работоспособность в учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и
выполнении физических упражнений;
умение доносить информацию в
доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на
заданную тему, по общим сведениям, теории физической культуры, методикам
выполнения физических упражнений, правилам проведения общеразвивающих подвижных
игр и игровых заданий;
умение работать над ошибками, в
том числе при выполнении физических упражнений, слышать замечания и
рекомендации педагога, концентрироваться при практическом выполнении заданий,
ставить перед собой задачи гармоничного физического развития.